Штомка. Визуальня социология

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Взаимосвязь социологии с другими науками. Определения предмета социологии, предыстория и социально-философские предпосылки ее возникновения. Основные черты и направления развития европейской и американской социологии. Парадигмы современной социологии.

    контрольная работа , добавлен 04.06.2011

    Изучение здорового образа жизни в мультфильме "Маша и медведь" с помощью контент-анализа. Мультфильм как предмет анализа визуальной социологии. История развития контент-анализа в социологических исследованиях, его основные достоинства и недостатки.

    презентация , добавлен 15.02.2016

    Объект, предмет, функции и методы социологии, виды и структура социологического знания. История становления и развития социологии: становление социологических идей, классическая и марксистская социология. Школы и направления современной социологии.

    курс лекций , добавлен 02.06.2009

    Место социологии среди других общественных дисциплин. Взаимодействие социологии с естественными и точными, правовыми науками. Накопление социологического знания в недрах философии. Использование исторического опыта в социологических исследованиях.

    реферат , добавлен 24.11.2009

    Понятие методологии и современные концепции структуры социологического знания. Основные проблемы соотношения математики и социологии. Анализ опыта становления количественных методов в социологии, применение математики в социологических программах.

    курсовая работа , добавлен 18.02.2012

    Понятие социологии как науки, предмет и методы ее исследования, история зарождения и развития, роль Огюста Конта в данном процессе. Виды социологического знания и его основные направления. Главные функции социологии и ее место среди других наук.

    презентация , добавлен 11.01.2011

    Методологические проблемы социологических исследований. Функции социологии. Разработка программы социологического исследования. Обобщение и анализ данных, полученных в процессе его проведения. Описание и применение разных методов и методик в социологии.

    учебное пособие , добавлен 14.05.2012

Определение 1

Визуальная социология – это такой вид научной деятельности, с помощью которого можно запечатлеть особый момент человеческой жизни.

Зарождение визуальной социологии

Визуальная социология зародилась в рамках социологического знания. Она подразумевает изучение социального с помощью визуального. Направления, исследуемые визуальной социологией, разделяются на несколько частей: во-первых, это изучение социального посредством визуального, во-вторых, визуальное выступает как социальный конструкт.

Объектом здесь выступает культура в производстве и потреблении визуальных объектов.

Предметом, в свою очередь является социальная обусловленность в производстве и потреблении визуальных объектов.

Виды визуальной социологии

Визуальная социология соединяет в себе:

  • видео,
  • фотографии,
  • рекламу,
  • журналы,
  • фильмы,
  • средства массовой информации,
  • живопись,
  • моду.

Данные факты интересуют научных деятелей в различных ситуациях. Это связано прежде всего с тем, что особо важные моменты, происходящие в жизни людей нельзя выразить с помощью одних лишь слов. А используя визуальную социологию каждый человек может лучше понять всю происходящую ситуацию, и даже несмотря на продолжение времени показать увиденное им через несколько лет.

Получая все большее распространение визуальная социология стала как будто зеркалом реальной жизни.

Замечание 1

Несмотря на всеобщее признание визуальная социология также потерпела критику со стороны некоторых концепций. По их мнению, сама сущность визуального не может быть простым отражением, а является неким продуктом культуры и идеологии.

Методы визуальной социологии

  • Наблюдение, с помощью фотографий и видеозаписей были изучены различные сообщества.
  • Контент-анализ, с помощью обычного текста были анализированы различные события, идеи, фразы, которые сопоставлялись между собой.
  • Интервью, с помощью обсуждения каких-либо фотографий социальных ситуаций, но можно и просто задавать вопросы и получая ответы рассматривать интересующие ситуации.
  • Анализ личных документов, с помощью которого социологи изучают оригинальные документы различных людей, например, письма, дневники, мемуары, которые прежде всего могут содержать в себе эмоциональную сторону людей.

Рассмотренные методы визуальной социологии могут помочь ученым дать точную интерпретацию прошлого, что поможет современным людям изучать моду, нормы, взгляды и интересы прошлых поколений, не имея с ними никакого контакта.

В современном мире визуальная социология должна ориентироваться на использование фотографий и видеозаписей, контент-анализа и дискурс анализа, а также подобных способов сбора информации, что в свою очередь не использовалось ранее в социологии.

Рассматривая визуальную социологию современного мира, можно представить ее в форме определенного поля социологии, которое отличается особой перспективой исследования, производства и представления знания, находящееся в стадии формирования и расширения собственных границ.

Социология выходит сегодня на более новый уровень интерпретации визуального, стремясь при этом к изучению повседневной жизни общества, способов и идеологий производства визуальных образов. Визуальная социология предлагает совершенно иной взгляд на изучение современного общества, делая в свою очередь акцент на использование визуальных методов сбора (фото и видео наблюдение, контент-анализ, дискурс-анализ). В то же время визуальная социология сталкивается с рядом некоторых проблем, решение которых поможет ей до конца оформиться как научной дисциплине и перейти на новую ступень в развитии.

НОВЫЕ ОТРАСЛИ СОЦИОЛОГИИ

Современная наука - это постоянно расширяющаяся сфера познания. Она молода, агрессивна и напориста. Ее аппетиты растут по мере того, как к старым знаниям прибавляются новые. Количество наук, специали­заций и отраслей превысило 2500. Их число увеличивается чуть ли не каждый год, если не месяц. Не отстает в этом познавательном марафо­не и социология. Еще совсем недавно, каких-нибудь 7- 7 О лет назад, го­ворили о тендерной социологии как о совершенно новой отрасли. В конце XX и начале XXI в. к ней добавились новые социологические направле­ния и тематические области. В общих чертах познакомимся с ними.

Визуальная социология - достаточно новое направление исследований, в котором ученые используют технику фотографирования для более глубокого раскрытия социальной реальности. Один из активных адептов нового направ­ления - известный американский социолог Говард Беккер. В своей статье о визуальной социологии, документальной фотографии и фотожурналистике он" пишет, что созданные социологами фотографии мало чем отличаются от тех, которые делают фотожурналисты или фотолюбители. На первый взгляд в них нет социального содержания. Однако обыденность запечатленной обстанов­ки, бытовые сцены, беседа друзей или сослуживцев, поведение футбольных фанатов и многое другое дают богатейший материал социологу, стремящему­ся выяснить статусные распределения в группе, типы социального действия, субкультурный контекст поведения исполнителей ролей.

Исторический предшественник визуальной социологии - фотожурнали­стика, появившаяся в XIX в. Ее отличительные черты - документальность, объективность, информативность и полнота изображения. Фотографии, осо­бенно запечатлевшие прошлые эпохи, являются для социолога бесценным документальным материалом. Фотокорреспонденты бывали там, где, быть

:ker H.S. Visual Sociology, Documentary Photography, and Photojournalism: It"s (Almost) All a Matter Context // Visual Sociology. 1998. 10 (1-2), 5-14.

может, никогда не доведется бывать ученому: в глубоких шахтах, на фронте, среди боевиков и заложников, среди бомонда и в президентском окружении.

На протяжении 100 лет содержание и характер журналистики сильно ме­нялись. Из простых иллюстраторов исторических событий фотокорреспон­денты превратились чуть ли не в соавторов. От того, в каком ракурсе, под каким углом зрения, в каком свете, наконец, в каком окружении подано то или иное событие или та или иная фигура, зависит и то, какое впечатление на зрителя они произведут, какой объем информации содержит в себе фото­графия. Фотожурналистика постепенно превращается в род искусства. У современных журналистов есть не только собственный стиль, но и соб­ственный подход к жизни, собственнаяй философия и идеология. События не просто фиксируются, но незримо интерпретируются журналистом. Совре­менные фотографии помогают раскрыть анатомию городской жизни, исто­рического события, коллективного действия. Фотографии можно не только изучать, используя их как объект вторичного анализа, но и воспринимать их как отчет фотокорреспондентом о проведенном накануне исследовании.



Даже процесс газетного заказа журналисту, действия главного редактора или цензуры, размещение фотографии на журнальной или газетной полосе могут стать предметом социологического исследования - в частности, Е. Эп-стайна 2 , С. Холла 3 , Г. Тачмена 4 , Дж. Рудда 5 и др.

У истоков визуальной журналистики, по мнению Г. Беккера, стоит изве­стный представитель Чикагской школы Роберт Парк, который работал в качестве журналиста в газетах Миннеаполиса, Денвера, Детройта, Чикаго и Нью-Йорка. Его фоторепортажи, позже продолженные в серии глубоких эмпирических исследований, показывали социальную «изнанку» большого города, жизнь социальных аутсайдеров (преступников, нищих, проституток), тяжелый труд детей и подростков, привлекая внимание общественности ктем проблемам, которые правительство намеревалось замолчать.

Несмотря на свои давние традиции, визуальная социология - событие наших дней. Отправной точкой следует считать подборку материалов, сде­ланную Дж. Вагнером 6 в 1979 г., монографический обзор Е. Чаплин 7 в 1994 г., а также серию публикаций Международной ассоциации визуальной социо­логии (International Visual Sociology Association). Столь позднее появление визуальной социологии объясняется тем обстоятельством, что академичес­кая социология, долгое время ориентировавшаяся на каноны естествознания, не признавала фотографию в качестве достойного внимания исследователь­ского инструмента, в отличие от антропологии, истории и археологии, где фотография давно признана в качестве вполне законного метода сбора по­левой информации 8 . В социологии долгое время фото- и фильмоматериал

Epstein E. J. News from Nowhere. N.Y.: Random House, 1973.

Hall S. The Determination of News Photographs // S. Cohen and J. Young (eds.). The Manufacture of

News: A Reader. Beverly Hills: Sage, 1973. P. 176-190.

Tuchman G. Making News. N.Y.: Free Press, 1978.

Rudd J. Picture Possibilities: An Ethnographic Study of Newspaper Photojournalism // M.A. thesis,

Department of Sociology, University of Washington. 1994.

Wagner J. (ed.) Images of Information: Still Photography in the Social Sciences. Beverly Hills: Sage

Publications, 1979.

Chaplin E. Sociology and Visual Representation. L.: Routledge, 1994.

Collier J., Collier M. Visual Anthropology: Photography as a Research Method. Albuquerque: University of

New Mexico Press, 1986.

использовался лишь в педагогических целях - как средство иллюстрации текста. Длительное пренебрежение фотоматериалами привело к тому, что люди, получившие профессиональное журналистское образование и пере­шедшие затем в сферу академической социологии, начали развивать визуаль­ную социологию. Немало усилий было потрачено на то, чтобы убедить себя и других втом, что фотографии - это не «картинки», иллюстрирующие текст, а серьезное занятие профессионального социолога 9 . Дуглас Харпер, один из ведущих специалистов в области визуальной социологии, так определил воз­можности фотографии как исследовательского метода: изучение социального взаимодействия, выражение эмоций, использование фотографий для сбора более глубокой информации в ходе интервью, исследование материальной

Для социолога фотография является весьма «говорящим» материалом, мно­гое раскрывающим в социальной дей­ствительности. Для ученого в изображе­нии важны все детали: время и место события, обстановка на улице или в жилище, одежда, поза, жесты, мимика человека и т.п. Все это социально значи­мая информация, требующая теорети­ческой интерпретации.

Некоторые работы социальных уче­ных, в частности «Байкеры» Д. Лайона 1 " и «Карнавал» (автор - С. Мейзалас 12), выполненные в документальном жанре, представляют собой серию велико­лепно сделанных фотографий, снабженных текстом из интервью самих уча­стников событий. Комментарии ученых ограничивались заголовками либо небольшими справками, выполненными в традиции работ Доротеи Ланге, Льюиса Хайне или портретов железнодорожных рабочих Жака Делано. Ком­ментарий последнего выглядел так: «Фрэнк Уильяме, рабочий железнодо­рожной дрезины в Иллинойсе. Мистер Уильяме имеет восемь детей, двое из которых служат в американской армии. Чикаго, ноябрь 1942». Если соци­альные фотографии используются не в статьях, а в книгах, то предваряются научным введением и историческими эссе.

В визуальной социологии образ доминирует над текстом. Роберт Франк в цикле «Американцы» 13 почти не давал текста к своим фотографиям, пола­гая, что они самодостаточны и способны помочь зрителю сделать собствен­ные выводы. Однако зритель волен интерпретировать фотографии так, как считает нужным; иногда он видит совсем не то, что хотел показать автор. В своей книге Р. Франк задумал представить все слои американского обще­ства, поэтому в ней множество фотографий ковбоев, политиков, рабочих,

Зескег H.S. Visual Sociology, Documentary Photography, and Photojournalism: It"s (Almost) All a Matter >f Context //Visual Sociology. 10 (1-2), 5-14.

Harper D. Visual Sociology: Expanding Sociological Vision // The American Sociologist, 1988. 19 (1),)4-70.

Lyon D. The Bikeriders. N.Y.: MacMillan, 1968.

Weisalas S. Carnival Strippers. N.Y.: Farrar, Straus, and Giroux, 1976.

клерков, показанных в самой разной обстановке; все фотографии отличает высокое мастерство и любовь фотографа к своим типажам. Р. Франк стре­мился дать фотомонтаж социальной структуры американского общества, но, например, Г. Беккер оценил его лишь как свидетельство того, как проявля­ется и как влияет на людей политическая система. Автор хотел показать, какими разными бывают американцы, а читатель увидел, какими одинако­выми их делает общество. Но кто-то третий увидит в этих фотографиях на­стоящие символы американской культуры и американского общества: тен­дерное неравенство, стремление к успеху и демократизм, городскую жизнь и стратификацию богатства, отношение к национальным меньшинствам и др. Фотографии, являясь своеобразными обобщениями, дают скорее не ин­дивидуальные образы, а социальные типажи, мир статистически средних людей, носителей определенной культуры и выразителей определенных цен­ностей.

Ежедневно открывая утренние газеты, мы обнаруживаем там десятки фотографий, часть которых может вполне служить сырьем для визуальной социологии. За исключением индивидуальных портретов политиков, спорт­сменов или звезд эстрады, остальные служат обобщенными социальными образами. Подписи под ними часто не раскрывают фамилий участников. Фотографии, как и социологические анкеты, в таком случае анонимны. Искусство фотожурналиста заключается в очень точной и правильной под­писи под фотографией. Она имеет такое же значение, как и точный ответ в социологической анкете. Г. Беккер, преподающий курс визуальной социо­логии чикагским студентам, учит их основам достижения аутентичности текста и видеоряда.

Эта проблема весьма актуальна для социологии. В книге Дугласа Харпе-ра «Хорошая компания» 14 (1981) помещена фотография, на которой мужчи­на сбривает двухдневную щетину. Автор интерпретировал текст так: этот человек отрицает принятые в обществе нормы, не следит за собой или ему лень это делать. Небритое лицо, которое приводят в порядок, должно вызы­вать совсем иное представление о человеке, чем образ подтянутого и свеже­выбритого джентльмена. Однако процесс бритья не совсем точно передает девиантность, которая может быть выражена другими более яркими образа­ми, например обнаженный человек, сидящий на лавке в центре Нью-Йор­ка. Если бы Харпер не снабдил свою фотографию текстом, то было совершен­но непонятно, какую социологическую реальность он иллюстрирует.

Когда специалист берется делать социологические фотографии, он дол­жен четко представлять себе, совпадут ли его представления с читательски­ми, какие зрительные образы в массовом сознании совпадают с такими по­нятиями, как одиночество, бездомность, социальный успех, подростковый возраст, конфликт отцов и детей, социализация и т.д.

В одном из номеров «Литературной газеты» (1988,4 мая) известный журна­лист Юрий Рост поместил фотографию женщин, занимающихся ремонтом железнодорожных путей. Название очерка сразу определяло профессию его ге­роинь - «Женщины в оранжевых жилетах». Особой радости или творческого горения в этих усталых пожилых лицах разглядеть не удается даже в сильное увеличительное стекло. «Любят ли они свою работу? - задает вопрос Ю. Рост. -

14 Harper D. Good Company. Chicago: University of Chicago Press, 1981.

Вряд ли. Да и что там любить? С кайлом и лопатой, в ватных штанах и тело­грейках, оживляя пейзаж оранжевыми жилетами, они возятся со смерзшимся балластом и тяжелыми черными шпалами, отходя в стороны, чтобы пропустить фирменные поезда, летящие в будущее по проложенным ими рельсам».

Несомненно, фотографические зарисовки Ю. Роста принадлежат к жан­ру визуальной социологии или, как ее еще называют, социологическому фотографированию. Его цель - подсмотреть в жизни типичные формы со­циального поведения людей, характерные для них отношения. Именно ти­пичное, а не исключительное. «Женщины в оранжевых жилетах» прекрасно иллюстрируют непрестижную, малопривлекательную работу. Ведь они дела­ют дело, которое никто, кроме них, не хочет делать. Эти женщины в букваль­ном смысле стоят на обочине дороги; для них характерны неустроенный быт и жилье, которое не всегда можно назвать домом, непрестижная работа, зар­плата, не способная компенсировать глубокое отчуждение от своего труда либо смирение и безучастность к нему.

КИБЕРСОЦИОЛОГИЯ 15

Киберсоциология - некоммерческая мультидисциплинарная отрасль зна­ния, использующая технологии веб-дизайна и имеющая целью критический анализ проблем, связанных с Интернетом, киберпространством, киберкуль-турой и жизнью интернет-сообщества. Другие названия данной отрасли - интернет-социология, веб-социология, виртуальная социология. Так, в Нор­вегии, в Университете Осло развивают веб-социологию [http://www.uio.no/ iroggen], в США, в Университете Бредли [http://lydia.bradley.edu/las/soc/syl/ 391] - социологию киберпространства; в Аргентине в Университете Буэнос-Айреса - гиперсоциологию [http://www.anice.net.ar/infoysoc ]. Социология ки­берпространства представлена такими темами, как виртуальные сообщества, гипертекстовая революция, постмодернизм и киберпространство, физика и метафизика киберпространства, женщины в киберпространстве, секс и эро-

тизм в киберпространстве, виртуальная субъективность и фрагментация личности, компьютеры и будущее частной жизни, киберкапитализм и др. 16

Сегодня это активно развивающаяся (главным образом за рубежом) дис­циплина, в рамках которой функционируют международные симпозиумы и семинары, подготавливаются специалисты, созданы многочисленные учеб­ные курсы, кафедры, исследовательские центры, издаются журналы, моно­графии, учебная литература.

Так, международный электронный журнал (e-zine) «Cybersociology Magazine» служит для социальных ученых форумом для изучения киберпрос-транства и виртуальных сообществ. Его авторы - профессиональные иссле­дователи и выпускники гуманитарных вузов. В номерах за 1997-1999 гг. пуб­ликовались статьи, посвященные этнографическому подходу к исследованию киберсексаи киберэротизма (Robin Hamman), драматургии И. Гоффмана и он­лайн отношениям (Nikki Sannicolas), исследованиям киберкультуры (Sandy Stone), сообществу киберигроков (Mary Anne Breeze), социологическому ана­лизу киберпанков (Markus Wiemker), нет-идеологии: от киберлиберализма к киберреализму (Francisco Millarch), чат-общению и письменному творчеству в Интернете (Sue Thomas), киберкафе в Латинской Америке (Madanmohan Rao), глобальной культуре солидарности (Peter Waterman), высоким техноло­гиям и сети Интернет (Richard Barbrook), Интеренту и цензуре (Drazen Pantic), созданию фильмов о киборгах (Rachel Armstrong), методология исследования он-лайн (Bella Dicks), цифровой этнографии (Bruce Mason), реальности вир­туального тела (Kerrie Smyres), он-лайн религии, техноспиритуализму и др. Ав­торы журнальных статей - социологи из США, Англии, Бразилии, Германии, Индии, Австралии, Нидерландов, Индонезии и т.д. Большой вклад в разви­тие данной отрасли внесли книги Шерри Текля (Sherry Turkle), в частности «Жизнь на экране: идентичность в эпоху Интернета».

В результате социальной глобализации и интернационализации изменился характер самой научной деятельности, форм воспроизводства научного зна­ния и коммуникации в сообществе. На базе сети Интернет в науке началось образование универсального информационного пространства, в рамках ко-

16 Соколова И.В. Структура и функции социологии информатизации как новой специальной социо­логической теории // Информационное общество. 1999. Вып. 5. С. 30-33.

торого преодолеваются междисциплинарные разграничения внутри отдель­ных отраслей знания, складываются сетевые научные коллективы, происхо­дит обмен диверсифицированной научной информацией в профессиональ­ных «виртуальных сообществах» (virtual communities, по терминологии запад­ных исследователей). Социальная организация науки в условиях компьютерных коммуникаций трансформируется от более формальных устоявшихся иерархических институтов к менее формальным «невидимым колледжам» или, точнее, «кликам» (т.е. научным сообществам, в которых пре­обладают неформальные коммуникации). Эти процессы не только способ­ствуют становлению новых тем и областей исследования, но и превращают­ся в эффективное средство перераспределения власти в науке и трансэпис-темических ресурсов.

Дисциплинарная принадлежность научного сотрудника к той или иной от­расли уже не играет значительной роли. Если 10 лет назад в научном сегменте интернет-сообщества явно преобладали представители информатики, точных и естественных наук (lab scientists), то сейчас в Интернете успешно работают и обществоведы (social scientists), и гуманитарии (humanitarians). Социология - дисциплина книжная. Специалист в данной области знания всегда был и ос­тается «активным» читателем. Он вынужден обрабатывать значительные объ­емы информации, изучая профессиональную литературу и публикации в на­учных периодических изданиях, демонстрировать навыки в работе как с рет­роспективной, так и с текущей библиографией. Основной критерий профессиональной компетентности сегодня - осведомленность в специаль­ной литературе. Уровень профессионализма и социолога-исследователя, и со­циолога-преподавателя в значительной степени зависит от того, насколько хо­рошо он знаком с опубликованными первоисточниками и продуктами анали-тико-синтетической документальной переработки - библиографическими указателями, каталогами, реферативно-аналитическими изданиями, образу­ющими совокупное информационное пространство дисциплинарной облас­ти. Традиционно источником подобной информации для ученого служили пе­чатные издания, однако с развитием средств компьютерной техники, инфор­мационных технологий, мировых компьютерных сетей конкурентным носителем бумаге стала электронная среда, что привело к росту материалов, доступных не только в печатном, но и в электронном (а зачастую только в элек­тронном) виде. В современных условиях получение качественных научных результатов для исследователя становится возможным лишь при условии об­ращения к национальным и международным компьютерным банкам и базам данных, специализированным он-лайновым источникам информации и не­посредственной сетевой коммуникации в «виртуальных сообществах». Владе­ние информационными технологиями, умение работать с электронными ре­сурсами и навыки ориентации в универсальном академическом гиперпрост­ранстве становятся обязательными при подготовке специалистов высшей квалификации, что, в свою очередь, оказывает влияние на формы признания научных вкладов и типы профессиональных карьер.

Сегодня, когда компьютер даже в России стал привычным подспорьем ин­теллектуального труда, а количество пользователей постоянно растет, говорить об интерент-социологии как о диковинке уже не приходится. Общение с ин­тернет-источниками становится все более насущным и необходимым делом для каждого, кто сталкивается с этой наукой или работает в ней постоянно.

Интернет растет, причем растет быстро. В России в 2000 г. число пользо­вателей сетью превысило 3 млн, в 2002 г., по оценкам специалистов, оно до­стигло 10 млн. Из этого следует, что выигрывает не тот, кто прибегает пер­вым, а тот, кто продолжает бежать.

Сегодня практически каждый может заглянуть во всемирную электрон­ную сеть и ознакомиться с ее ресурсами. Российские социологи предприня­ли достаточно серьезные шаги по освоению Рунета (российской части Ин­тернета), и можно уже говорить о формировании социологического инфор­мационного сообщества.

Современный человек привык воспринимать компьютерный текст как линейный файл, т.е. свиток (традиционная печатная книга представляет собой кодекс или тетрадку), даже если «линейность» этого свитка испещре­на гиперссылками на другие части этого же текста или иные документы. Представляется, что на современном этапе развития информационных тех­нологий электронная литература может использоваться в качестве справоч­ного издания, но не первоисточника, т.е. без предварительного ознакомле­ния с печатным текстом продуктивная работа с электронным его аналогом представляется маловероятной, если в задачу пользователя не входит нахож­дение определенных фрагментов текста с помощью ключевых слов.

Самой значительной проблемой при использовании электронных мате­риалов Интернета остается так называемая текучесть или подвижность пуб­ликаций: постоянное обновление и редактирование текстов документов, нестабильная локализация ресурсов по определенному сетевому URL-адре­су (универсальному определителю ресурса). URL-адрес дает фактическую привязку компьютерного файла с опубликованным текстом к определенно­му месту (каталогу, директории) на рабочей поверхности носителя инфор­мации в машиночитаемой форме (чаще всего это жесткий магнитный диск веб-сервера), что, по сути, является аналогом шифра полочной расстановки или места хранения печатного издания в библиотечном деле. Если в прак­тике работы с бумажными материалами в библиотеках этот атрибут являет­ся неотъемлемым элементом для определения их местонахождения, то от­носительно электронных публикаций никто не гарантирует, что, обнаружив сегодня интересный документ по одному сетевому адресу и сохранив на него ссылку в каталоге «Избранное» или «Ссылки» своего браузера, пользователь и завтра найдет по этому пути тот же документ с неизмененным текстом. Администраторы и веб-мастера, организующие работу веб-серверов, меняя адресацию каталогов и отдельных файлов, а иногда просто их удаляя, зачас­тую не удосуживаются известить о своих действиях пользователей. Именно текучесть материалов значительно усложняет процессы ведения интернет-каталогов, тематических списков ресурсов, каталогизацию электронных пуб­ликаций. До тех пор, пока не будут разработаны и повсеместно признаны единые правила публикации, каталогизации и учета сетевых ресурсов, пользователю придется импортировать интернет-документ из сети на локаль­ный компьютер (или сервер локальной сети) и приписывать этому документу URL-адрес той веб-страницы, откуда он был экспортирован.

Специалисты расходятся в оценках перспективы использования сети в качестве среды для исследовательской деятельности. С точки зрения Клин-га, едва ли можно эффективно использовать Интернет для систематическо­го сбора социологических данных. Более оптимистична позиция Б.З. Док-

торова и А.Е. Шадрина, указывающих, что уже сейчас Интернет использу­ется социологами для проведения экспертных опросов, маркетинговых зон-дажей, некоторых форм фокус-групп, анкетирования и т.д. По мере роста сети, увеличения аудитории Рунета и формирования стереотипов новой он­лайновой культуры эти возможности будут непрерывно возрастать. С распро­странением сети расширяется социальное пространство виртуальных взаи­модействий. К началу 2001 г. в русскоязычной части Интернета количество сайтов, имеющих отношение к социологии, измерялось уже сотнями. Это сайты исследовательских организаций, учебных заведений, электронные социологические журналы, персональные страницы - они различаются как по объему, так и по качеству предоставляемой информации 17 .

На сегодняшний день в Интернете и Рунете встречаются сайты исследова­тельских организаций, предметом изучения которых является сеть как сложный социально-технологический объект-демография и география «граждан сети» (netcitizens), использование ее сервисов и ресурсов, виртуальные коммуникации и сообщества. Появляется новый технологический инструментарий для прове­дения он-лайновых социальных исследований - компьютерные программы для сетевых опросов и интерактивного анкетирования. В рамках социологической науки складывается новая дисциплина, не имеющая, как уже говорилось, пока единого названия, - веб-социология, интернет-социология и др., специализи­рованные курсы по которой начинают входить в учебное расписание социоло­гических факультетов и отделений ряда университетов.

Так, 20 декабря 2000 г. состоялась конференция, посвященная 10-летию русского Интернета. Цель бесплатного сайта «Интернет в России / Россия в Интернете» - предоставить в распоряжение всех заинтересованных лиц точ­ные данные, полученные в результате полномасштабного научного исследо­вания, которые должны заменить распространенные сегодня случайные и за­частую основанные на некорректных методиках оценки. Сайт входит в сеть Национальной информационной службы «Страна-Ru». Впервые в истории социологических исследований в рамках данного проекта сделана попытка фундаментального изучения аудитории российского Интернета.

Программа «Интернет в России / Россия в Интернете» разрабатывается службой «GrpaHa.Ru» совместно с Фондом «Общественное мнение». В основу проекта легли результаты опроса населения России, цель которого - оценка общего объема аудитории Интернета в России и анализ отношения россиян к Интернету с точки зрения их знаний об Интернете, отношения к сети, возможностей и желания в ней работать.

Кроме того, с начала 2001 г. на сайте в регулярном режиме публикуются результаты опросов постоянной интернет-выборки, репрезентирующей всех пользователей Интернета в России. Выборка сформирована из числа участ­ников первого этапа всероссийского опроса. Пользователям, попавшим в выборку, было предложено стать членами интернет-панели, своего рода се­тевого «клуба», в рамках которого будут проводиться дальнейшие опросы.

С развитием глобальных компьютерных сетей преподаватели социоло­гии приобрели эффективный инструментарий для выполнения образова­тельных программ как внутри традиционного института - кафедры, отде­ления, факультета, так и вовне - в открытом пространстве дистанционно-

Социология в Интернете // http://nisots.nm.ru/catalog.htm

го (или удаленного) режима обучения. Многие структурные подразделения университетов и отдельные преподаватели выставляют в Интернете свои веб-страницы, на которых опубликованы он-лайновые учебные планы, конспекты курсов, тексты отдельных лекций и другие учебные материалы, в том числе и системы дистанционного образования. Для организации не­которых форм обучения, где необходим непосредственный обмен инфор­мацией между участниками образовательного процесса - преподавателем и аудиторией, внутри студенческой аудитории, между преподавателями и различными аудиториями в случае междисциплинарных занятий, интерес­ные возможности предоставляют электронные дискуссии на основе листов рассылки и телефорумов, расширяющие образовательное пространство - от отдельной классной комнаты до университетской аудитории или даже

нескольких университетов, располо­женных в различных географических точках пространства.

Интернет способен значительно обо­гатить социологию как научную дисцип­лину. Важно помнить, что, несмотря на обширные возможности сети, этой все­ленской универсальной библиотеки, все­мирного конференц-зала, глобальной классной комнаты и мирового офиса, найти в Интернете можно лишь то, что опубликовано и доступно. Развитие телекоммуникационной среды вовсе не предполагает забвение традиционных способов коммуникации и распространения информации; появление новых технологических устройств совсем не обязательно означает вытеснение ста­рых. Интернет не уничтожит книгу и не заменит живого человеческого обще­ния. Сеть - это лишь очередное дополнение возможностей человека.

Вместе с тем феномен киберпространства - важная исследовательская задача и глобальная тема дискурса для социологов XXI в. Появление и раз­витие компьютерного мира они расценивают как социальный механизм пе­рехода от модерна к постмодерну - информационному обществу, обществу интеллектуального капитала, «многоопционному» обществу и др. Ожидает­ся, что грядущая общественная формация будет принципиально отличаться от современного индустриального общества. Компьютер создает принципи­ально новые формы социальной интеракции, которые не были описаны и изучены родоначальниками одноименного социологического направления в первой четверти XX в. Это предстоит сделать уже их внукам. «В обобщен­ном виде социологическая модель развития техники "виртуальности" выст­раивается от калькулятора через мультимедийные средства, сетевые соеди­нения к технологиям виртуальной реальности, нейроинформатике и искус­ственному мозгу. Компьютеризация и появление виртуального пространства стали важным аспектом дебатов в социологии» 18 .

В книге «Виртуальное общество» А. Бюль развивает теорию виртуально­го общества, используя современный набор сетевых метафор (магистраль данных, глобальная деревня, виртуальное сообщество и виртуальное про­странство, Зазеркалье, параллельные миры и др.). Он строит социологичес-

Романовский Н.В. Интерфейсы социологии и киберпространства // http://www.alexey-lao.narod.ru/ arhives/interface.htm

кую модель виртуального общества, используя в том числе произведения известного польского писателя-фантаста С. Лема. Автор полагает, что соеди­нения утопий фантастов с возможностями компьютерной техники порож­дает исторически новую ситуацию, при которой резко усилится значение и роль двух противоположных начал общества - рынка и государства (особен но в сфере образования, науки и техники). Вместе с тем фантоматическая куль­тура (научно-популярная литература, фильмы) приведут к еще большему разрыву поколений.

ФОТОГРАФИЯ КАК МЕТОД ВИЗУАЛЬНОЙ СОЦИОЛОГИИ

Аннотация. В статье представлена фотография как объект социологического исследования. Рассмотрены медиареалъностъ фотографии, взгляд на общество через фотообраз, конституирование реальности, исторические особенности развития фотографии и значение фотографии по отношению к социальным процессам, протекающим в нем.

Ключевые слова: фотография, визуальная социология, медиареалъностъ, социология влияния, сущность фотографического изображения.

StanMav Semenov PHOTOGRAPHY AS A METHOD

OF VISUAL SOCIOLOGY

Annotation. In the article the photograph is depicted as an object of sociological research. Mediareality of photography, glance at the society through a photo image, institutionalization freality, historical peculiarities of photography development and the meaning of photography regarding social processes proceed in the society are examined in the article. Keywords: photography, visual sociology, media reality, sociology of influence, essence of a photo.

Рассматривая фотографию как объект социологического исследования, можно говорить о том, что она проявляет значительное психологическое воздействие на общество и общественные процессы, протекающие в нем, влияя на мировоззрение, ценности, культуру и др. Анализируя фотографические изображения разных временных периодов, можно увидеть обратное действие, проявляющееся во влиянии общества на развитие фотографии, что позволяет увидеть отраженные в фотоснимке социальные реалии, проблемы, ценности наиболее свойственные данному периоду времени и месту, что уже нельзя назвать просто картинкой. Целью при изучении фотографии как метода визуальной социологии является осуществление концептуализации и сопоставление подходов и стратегий анализа фотографии как объекта социологического исследования и выявление особенности конструирова-ния в медийной сфере.

Медиареальность фотографии. В истории развития и общества и науки фотография широко применялась учеными различных областей. В частности, и социологи время от времени использовали фотографическое изображение, фотографировали людей и места, которые они изучали, фотография служит запечатлением момента жизни, а социологии интересна запечатленная жизнь общества в конкретный период времени в определенном месте. А наличие достаточно большого объема визуальной информации по конкретному событию позволяет проанализировать то или иное явление более точно. Тем самым открывает возможность изучать научные аспекты социологии, политологии, философии и ряда других наук. Фотография отображает временное пространство, прошлое и бывшее. И это не одно и тоже. Ведь не все прошлое, что изображено, было по настоящему, но то, что было, является не просто прошлым, а и бывшим тоже, т.е. и сейчас. Точно так же есть фотография, визуализирующая грядущее, т.е. то что придет и есть будущее. И не все в грядущем будет в будущем, но то в грядущем, что будет в будущем, есть сейчас и было до этого в прошлом.

Фотография начинает представляться неким другим измерением, что является медиареально-стью, его можно отнести к имажинер. Имажинер по Жильберу Дюрану означает стихию воображения, это то, что воображает и что воображается и тот, кто воображает одновременно. По Корбену нет ничего кроме имажинера и именно имажинер отвечает за создание объекта и субъекта воображающе-

© Семёнов С.А., 2015

УДК 316.32 С.А. Семёнов

го, т.е. порождает внешний Мир и того, кто этот внешний Мир создает при визуализации окружающего мира.

Фотография является достаточно наглядным методом визуальной социологии, она заставляет представлять образ таким, каким он показан на снимке. В воображении этот объект начинает существовать. Возникает антропологический траект, который находящийся между субъектом и объектом изучения. Все запечатленное в фотографии становится реально и все представимо и максимально реально то, что максимально представимо. Оно порождает внешний и внутренний миры, так называемый антропологический траект. Антропологический траект позволяет нам получить некое воображаемое измерение из фотографии.

Взгляд на общество через фотообраз (социологический анализ). Исследуя воздействие фотографии на общество, визуальная социология обязует нас критически подходить к анализу любой визуальной информации. Особенно явным примером могут послужить средства массовой информации, так как СМИ хоть и называют свободными средствами предоставления информации, но в некоторых случаях им все же свойственно приукрашивать и искажать события в чьих то интересах. Фотография на своем примере визуализирует Мир. Эту роль отображения социальной действительности играют вещи, одежда, язык тела, что имеет большое значение для идентификации групп людей или отдельных индивидов, оказывая значительное воздействие на самоопределение и жизненную позицию .

Фотография до бесконечности повторяет то, что никогда уже не может повториться в плане экзистенциальном. А события в ней никогда не выходят за собственные пределы к чему-то другому. В историческом масштабе, фотография в отличие от своего предшественника живописи создает идентичность, двойственность реальности. И в отличие от живописи, фотография через некоторое время после своего появления становилась все более доступна. А живописный портрет, как бы он ни походил на оригинал, по сравнению с сходством с оригиналом не является фотографией. Она показывала не только жизнь определенного класса, но и всех слоев общества. Этому способствовала низкая стоимость, быстрота получения изображения и творческий интерес вызванный общественности к данной деятельности.

Акт принятия фотографии обществом, внес с собой новую культуру. Открывается новая история, «История Взгляда». Фотография начинает отображать общественные процессы в качестве некоего другого замерзшего двойственного измерения. Но до появления фотографии люди более всего го -ворили о двойственности, т.е. в умах людей созревали мысли о том, что каким то образом возможно реализовать идентичность реальности. Эту увлеченность можно и отметить в настоящее время. Приближение визуализации к максимальной реальности не оставляет в покое ученые умы и в настоящее время.

Проблема визуальной социологии состоит в том, что очень многие социологи используют ви-зуальные материалы в качестве иллюстраций, документальных подтверждений или архивных документов и не проводят с ними более детального анализа. Фотография стала предметом социологического анализа сравнительно недавно и попытки интегрировать новый технический медиа в широкий социологический смысл редко встречались в работах. Фотография в XIX в. занимала маргинальное пространство. Исключение составляют теоретики Вальтер Беньямин, Зигфрид Кракауэр, Ролан Барт, описывая фотографию с наиболее выраженным социологическим анализом.

Впервые же фотографии начал исследовать австрийский теоретик Фридрих Шпрингорум (Friedrich Springorum). В своей книге «Предмет фотографии. Философские штудии» опубликованную небольшим тиражом в 1930 г. в которой провозглашает фотографию созерцательной сущностью образов. Немецкий мыслитель В. Флюссер имевший много общего со взглядами Ф. Шпрингорума предложил обратить внимании к технической стороне производства фотографии, порождающей но-

вый тип воображения, и спровоцировал в философии развернутую дискуссию на тему медиа. Основной прослеживающийся социологический вопрос фотографии по В. Флюссеру, это вопрос о свободе воли художника в мире, где правит технический прогресс и технологии . Из постоянного развития фотографии проистекают вопросы, имеющие широкое социологическое значение: как оно влияет на человека и общество в целом, какое место занимает фотография в цивилизации современных технологий и устройств, как изменяется реальность под действием глобальной визуализации общественной реальности. В. Флюссер, пользуется традиционными понятиями: образ, программа, информация, постиндустриальное общество. Но размышляя о фотографии в начале 1980-х годов так, словно та уже сменила свою аналоговую природу на цифровую», а о самом фотографе говорит как о «функционере», челевеке-игроке, «НотоМеп8». В поисках ответов на вопросы В. Флюссер обобщает наблюдения на то как роботизируются наши мысли, чувства, желания и действия? Прочтение фотографии позволяет увидеть метафоричность его суждений и экстраполировать его выводы на исследование социальной практики.

Значение образов в обществе меняется и это связано не только с эволюцией техники, но и с развитием способности человека к интерпретации, декодированию образов. С точки зрения онтологии образы - «это означающие поверхности». И первичная способность человека выражается в его взгляде. Запоминая и придавая определенное значение материальным объектам, явлениям, взгляд может возвращаться к уже виденным элементам образа и устанавливать между ними временные связи . Это пространство значений элементов образа представляет собой площадку для интерпретаций. Так рождается значение образа как синтез двух интенций: «той, что манифестирована в образе, и интенцией зрителя».

С позиции пространственно-временного существования образов Флюссер различает три структуры мира: доисторическая, историческая и постисторическая, которые следует учитывать при декодировании образов. Первая ступень - мир магии, мифов, в котором все лишено причинно-следственной связи. Зрители сами конструируют значительность контекста образов, создавая их такими, какими их хочет видеть человек. Как пример, изображения наскальной живописи, который понятен для человека своего временного периода. Но постепенно образы утрачивают свое значение. Человек перестает декодировать образы, а вместо этого проецирует их нерасшифрованными, тем самым этот мир становится образным - неким контекстом сцен, контекстом положений вещей. Вторым шагом в построении образной структуры мира является попыткой вынуть «элементы изображения из поверхности» и расставить их в соответствии с причинно-временной связью разместив их построчно. Это положило начало и борьбу письменности с изображением. Прорвавшись сквозь образы, общество все больше удаляется от реального мира, в месте с письменностью появляется новая способность -«понятийное мышление», позволяющее абстрагировать линии с поверхностей и создавать тексты. Прорвавшись сквозь образы, человек стремится понять сущность мира, все больше удаляясь от реального мира. Третьим шагом в появлении технического образа стало начало господства технического образа связано с появлением фотоаппарата. Фотообразы кажутся не символами, они выглядят довольно реалистично, оно становится «окном в мир» не зависимо от течения времени. Но Флюссер предупреждает о том, что «объективность технических образов - иллюзия» . Они являются еще более абстрактными символами, чем традиционный образ, так как расшифровка их образа на самом деле есть более сложный процесс, за счет наличия в них большего объема информации. Декодирование образа требует понимания того, что задумал фотограф, создавая образ.

Фотография, рассмотренная Вилемом Флюссером как технический образ понятия реальности, обнаруживает новые свойства в контексте медианализа. Анализ фотографии как медиа, приводит к тому, что создается новая медиареальность. В рамках социальной феноменологии социальный мир признается как мир множества реальностей. Медиареальность - это новая система описания соци-

альной реальности через понятия медиа, что в фотографии является совокупностью различных данных, содержащих визуальную информацию . Анализ понятия медиареальности, находящегося в междисциплинарной области, требует уточнения метода исследования. В этом смысле представляется продуктивным рассмотреть медиареальность в социальном контексте.

Конституирование реальности. Исследование влияния фотографии на конституирование реальности невозможно без анализа фотографии в контексте социальных практик. Практическая парадигма является площадкой для междисциплинарных исследований и интерпретируется как способ концептуализации проблем, возникающих в повседневной социальной жизни. Многочисленные публикации в области социологии, философии и исследований Джона Остина, позволили говорить о «прагматическом» повороте в социальных науках. Среди современных отечественных публикаций наиболее значимыми в исследовании социальных практик стали работы В. Подороги, В.В. Волкова и О.В. Хархордина. Они рассматривали теорию практик как принцип интерпретации, позволяющий увидеть иначе, чем оно изначально кажется, а именно влияние фотографии на конституирование реальности через повседневные, рутинизированные способы поведения и социальные отношения . В основе любого зрительного восприятия лежит идея целостной структуры. Она содержит в себе фигуру и фон и является целостной композицией изображения. Отсутствие фона у фигуры лишает целостности или даже всего смысла содержащегося для восприятия происходящего на фотографии. Фон является условием восприятия фигуры, придающим ей смысловую определенность. В фотографии фон может и не замечаться, но может и сам играть роль фигуры выходя на передний план. Метафора фона заключается в том, что фигура никогда не воспринимается сама по себе, а всегда на фоне. Фон придает смысл, образу. Смысл определяет совокупность совместной деятельности, обычаев, образующих культурный фон, на котором осуществляется коммуникация.

Современными социологическими теориями в изучении общества, занимаются такие отечественные ученые, чьи труды полезны в исследовании влияния фотографии на конституирование реальности. С точки зрения теории практик конституирование осуществляется несколькими способами: как способ сохранения и передачи информации о реальных событиях; как способ познания и исследования реальности; как способ преображения и конструирования реальности . Конституирование реальности по средством фотографии приводит к тому, что фотография позволяет репрезентировать то или иное общественное явление. Она становится более реальна, чем даже сама реальность и поэтому фотография должна быть инструментом в работе по изучению социальных явлений и общества. Конституирование реальности через повседневную практику, привлекает внимание исследователей фотографии все больше обращается к новой реальности, в которой образы и знаки отражают другие образы, вытесняя собой реальные впечатления и опыт. Образы, репрезентирующие образы, создают новый способ отношения к реальности, имитируя саму реальность. Визуальные имитации реальности становятся более реальными, чем сама реальность.

Массовое распространение фотографии за короткий исторический период времени сделало ее неотъемлемой частью визуальной среды. Основой массового использования фотографии, являются такие качества как память, достоверность, познание. В обычной жизни фотографии создаются с целью запечатлеть на память значимые для человека события, что должно сохранить реальность для будущего .

Библиографический список

1. Ананишнев В.М. Моделирование в сфере образования // Системная психология и социология. - 2010. -№ 2. - С. 67-84.

2. Ананишнев В.М. Современные социологические теории и школы: монография. Т. 5 / В.М. Ананишнев. -М.: Инженер, 2011. - 272 с.

3. Ананишнев В.М., Денисова Т.Н., Сергейчик С.И. Формирование рынка труда и самоопределение личности учащегося // Инновации в образовании. - 2002. - № 1. - С. 17-34.

4. Гостев А.Н., Ананишнев В.М., Демченко Т.С., Кочетов В.В. Рационализация системы социального проектирования дополнительного образования молодежи крупного города // Системная психология и социология. - 2013. - № 8. - С. 101-108.

5. Семенов С.А. Фотография как социальное явление // Системная психология и социология. - 2014. -№ 4(12). - С. 114-117.

6. Флюссер В. За философию фотографии / В. Флюссер. - СПб.: Изд-во С.Петерб. ун-та, 2008. - С. 22.

7. Batch en G. Each Wild Idea: Writing, Photography, History / en G. Batch. - Cambridge, London: MIT Press, 2002. - P. 57.

8. Springorum F. Der Gegenstand der Photographie. EinephilosophischeStudie / F. Springorum. - München: Verlag von Ernst Reinhardt, 1930.

Как и другие учащиеся социологических факультетов, студенты Института психологии, социологии и социальных отношений МГПУ регулярно участвуют в проведении социологических опросов. Как правило, они самостоятельно составляют вопросы для анкетирования, которые затем подвергают правке их научные руководители. Ниже приводятся образцы анкет, составленных преподавателями и студентами ИПССО.

Пример анкеты № 1 на тему "Отношение современной молодежи к религии и нравственности"

Уважаемый участник опроса, просим вас ответить на представленные ниже вопросы. Ваши ответы помогут в организации международной конференции "Психология нравственности и религия: XXI век". Опрос имеет анонимный характер, и полученные данные будут использованы только в обобщенном виде. Отвечая на каждый вопрос, выбирайте один вариант ответа (если в формулировке вопроса не указано иное).

  • 1. Ваш пол :
    • а) мужской;
    • б) женский.
  • 2. Ваш возраст :
    • а) младше 17 лет;
    • б) 17–22 года;
    • в) 23–27 лет;
    • г) старше 27 лет.
  • 3. Ваше образование :
    • а) неполное среднее;
    • б) среднее;
    • в) неполное высшее;
    • г) высшее.
  • 4. Какую религию Вы исповедуете?
  • а) православие;
  • б) неправославное христианство (католицизм, протестантизм);
  • в) иудаизм;
  • г) ислам;
  • д) другая (неавраамическая) религия;
  • с) я не верю.
  • 5. В какой степени Вы относите себя к религиозным людям?

Отметьте один из 10 баллов на шкале, где цифры увеличиваются в порядке возрастания религиозного чувства:

Не верю 12 3 456789 10 Верю

  • 6. В Вашей семье существуют какие-либо религиозные традиции или обычаи (посещение храма, проведение обрядов, чтение религиозной литературы и т.п.)?
  • а) да;
  • б) да, такие традиции существуют, но мы не придаем им большого значения;
  • в) нет.
  • 7. Как часто Вы посещаете религиозные службы?
  • а) никогда;
  • б) раз в год или реже;
  • в) раз в месяц или раз в полгода;
  • г) раз в неделю или чаще.
  • 8. Отмечаете ли Вы религиозные праздники?
  • а) да, постоянно, у нас есть календарь, где отмечены все праздники нашей веры;
  • б) да, но только самые известные;
  • в) редко, когда как получится;
  • г) нет, в нашем кругу это нс принято.
  • 9. Если Вы когда-нибудь принимали участие в религиозных обрядах, то почему?
  • а) потому что это необходимо для верующего;
  • б) потому что это выглядит со стороны красиво;
  • в) участвовал(-а) из простого любопытства;
  • г) сходил(-а) за компанию с друзьями (родственниками);
  • д) не принимаю участие в подобных ритуалах.
  • 10. При выборе одежды (украшений) Вы ориентируетесь на предпочтения вашего вероисповедания?
  • а) да, я всегда выбираю одежду, которая не противоречит религиозным нормам;
  • б) обычно да, но если вещь очень нравится, то несмотря на несоответствие с нормами моей религии я ее куплю;
  • в) религиозная символика в одежде (украшениях) – просто часть моего стиля;
  • г) нет, мой облик с религией не связан.
  • 11. Оказывает ли религия влияние на Вашу профессиональную (учебную) деятельность?
  • а) да, я выбрал(-а) профессию (специальность), которая не противоречит этическим нормам моего вероисповедания;
  • б) отчасти, это скорее касается взаимоотношений с сотрудниками (одногруппниками). Мы бескорыстно помогаем друг другу и поздравляем друг друга с религиозными праздниками;
  • в) нет, на мою работу (учебу) религия не оказывает никакого воздействия.
  • 12. Оказывает ли религия влияние на Ваше поведение (образ жизни)?
  • а) да, я всегда живу по предписаниям моей религии и отказываюсь от всего, что подпадает под религиозный запрет;
  • б) я пытаюсь соответствовать религиозным этическим нормам (стараюсь не вступать в конфликты с людьми, не ругаюсь, не обманываю намеренно);
  • в) мой образ жизни не зависит от религиозных убеждений. Я сам(-а) решаю, как мне жить.
  • 13. Какие поступки Вы бы могли оправдать?

Отметьте галочкой наиболее близкие Вам варианты ответа.

Поступки

Оправдываю

Затрудняюсь

ответить

Не оправдываю

Приобретение денег и имущества при первой же возможности

Частое потребление спиртных напитков ради удовольствия

Супружеская измена

Пренебрежительное отношение к людям, не способным добиться в жизни успеха

Отказ от дружбы с человеком, который богатеет и не хочет делиться

Грубый ответ на несправедливость

Самоубийство после длинной полосы жизненных неудач

14. Какие из 10 библейских заповедей Вы признаете наиболее важными для исполнения?

Отметьте галочкой близкие Вам варианты ответа.

Заповеди

Затрудняюсь

ответить

Почитай единого Бога

Не делай себе кумира

Не произноси имени Бога напрасно

Шесть дней работай, а день седьмой посвящай Богу

Почитай отца твоего и мать твою

Не убивай

Не прелюбодействуй

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего

Не желай дома ближнего твоего

  • 15. Доверяете ли Вы современному духовенству?
  • а) да;
  • б) нет.
  • 16. Способны ли Вы совершить поступок, который является неприемлемым с позиции вашего вероисповедания, но не порицается, а может быть, даже одобряется обществом?
  • а) однозначно нет;
  • б) а почему бы и нет? В конце концов, сейчас в обществе принято много такого, что не одобряется с точки зрения религии;
  • в) на мои поступки не может влиять вероисповедание.
  • 17. Укажите Ваше отношение к лицам, поступающим безнравственно, но лишь в тех случаях, когда в отступлении от морали не видно вреда для окружающих?
  • а) терпимое (с пониманием);
  • б) безразличное;
  • в) резко отрицательное.
  • 18. Почему некоторые люди пренебрегают нормами морали?
  • а) люди искренне не осознают их важности для общества;
  • б) люди просто пытаются самоутвердиться;
  • в) люди привыкли не соблюдать установленные другими правила;
  • г) люди уверены, что их не накажут;
  • д) нормы морали слишком сложны для соблюдения;
  • е) другое.
  • 19. Как Вам кажется, чем можно оправдать безнравственные поступки?
  • а) юным возрастом;
  • б) незначительностью причиненного людям морального или материального ущерба;
  • в) действием в состоянии крайней жизненной необходимости;
  • г) незнанием норм морали;
  • л) ничем;
  • е) другое.
  • 20. Согласны ли Вы с утверждением о том, что современный образ жизни и светская система ценностей способствуют распространению аморальных поступков?
  • а) да;
  • б) нет.
  • 21. Как, по Вашему мнению, можно предотвратить распространение безнравственности в обществе?
  • а) разъяснением практической важности соблюдения норм морали;
  • б) ужесточением наказания за разные правонарушения;
  • в) личным примером;
  • г) пропагандой религиозных нравственных ценностей;
  • д) другое.
  • 22. Нужно ли ввести в школах и вузах учебную дисциплину, которая бы знакомила учащихся с основными положениями религиозных доктрин?
  • а) да, нужно ввести как обязательный предмет "Основы религиозного знания", причем желательно, чтобы занятия вел священнослужитель;
  • б) можно ввести лишь чисто ознакомительный курс вроде "Истории религий" или "Религиоведения";
  • в) любую подобную дисциплину можно преподавать лишь факультативно, по желанию учащихся;
  • г) у нас светское государство, и всякая пропаганда религии должна быть вынесена за пределы учебных заведений.

Спасибо за участие!

Пример анкеты № 2 на тему "Отношение московской молодежи к идеям феминизма"

Здравствуйте! Предлагаем Вам принять участие в социологическом опросе молодежи. Пожалуйста, ответьте на 20 вопросов. Анкета анонимна, а полученные данные будут использованы в научных и практических целях.

  • 1. Ваш пол :
    • а) женский;
    • б) мужской.
  • 2. Ваш возраст :
    • а) 18–21 год;
    • б) 22–25 лет;
    • в) 26–29 лет.
  • 3. Ваше образование :
    • а) ниже среднего;
    • б) среднее;
    • в) среднее специальное;
    • г) неоконченное высшее;
    • д) высшее.
  • 4. Ваше семейное положение :
    • а) не женат/не замужем;
    • б) женат/замужем;
    • в) гражданский брак.
  • 5. Как Вы считаете, феминизм – это :
    • а) борьба дискриминируемых женщин за уравнение с мужчинами в социальных правах;
    • б) стремление женщин к господству над мужчинами;
    • в) политическое движение, целью которого является предоставление женщинам избирательных прав;
  • 6. Как Вы относитесь к идеям феминизма?
  • а) полностью одобряю;
  • б) частично одобряю;
  • в) категорически отрицаю;
  • г) отношусь равнодушно.
  • 7. Сохранился ли феминизм до настоящего времени?
  • а) да, конечно;
  • б) да, но он сильно изменился за последние годы;
  • в) нет.
  • 8. На сегодняшний день в России существует ряд женских общественных движений. Как Вы считаете, демонстрируют ли их действия идеи феминизма?
  • а) да, потому что женщины в них отстаивают права женщин;
  • б) возможно, но это не имеет смысла в России;
  • в) нет, так как у них нет конкретной идеологии;
  • г) другое (напишите, что именно);
  • д) затрудняюсь ответить.
  • 9. В настоящее время ущемлены ли права женщин в России?
  • а) да;
  • б) да, в некоторых вопросах;
  • в) нет.
  • 10. Равноправие между мужчиной и женщиной – это :
    • а) равные социальные права;
    • б) равные права и обязанности;

η) что-то из области фантастики;

  • г) другое (напишите, что именно).
  • 11. Могут ли мужчина и женщина меняться социальными ролями?
  • а) да, конечно: мужчина может выполнять обязанности женщины, а женщина – обязанности мужчины;
  • б) да, могут, но не во всех сферах деятельности;
  • в) да, могут, но ни к чему хорошему это, как правило, не приводит;
  • г) нет, это противоестественно.
  • 12. Если женщина занимает "правящую" позицию в семье, то это :
    • а) недопустимо;
    • б) нормально;
    • в) допустимо в том случае, если она пользуется данным положением во благо семье и не принижая супруга;
    • г) другое (напишите, что именно).
  • 13. Оттолкнет ли Вас попытка представителей противоположного пола доминировать над Вами?
  • а) да, в любом случае;
  • б) нет, на умеренном уровне это допустимо;
  • в) нет, я отношусь к этому спокойно.
  • 14. Как увлечение девушек феминизмом может повлиять на их общение с молодыми людьми?
  • а) никак;
  • б) большинство таких девушек будут одинокими;
  • в) молодые люди получат стимул взять все в отношениях в свои руки;
  • г) молодые люди "сядут на шею" таким девушкам;
  • д) будут постоянные ссоры по поводу того, кто в отношениях главный;
  • ж) затрудняюсь ответить.
  • 15. Что может привести молодого человека к согласию с идеями феминизма?
  • а) принципиальная поддержка идеи социального равноправия;
  • б) влияние круга общения, в котором имеются девушки-феминистки;
  • в) влияние гендерных стереотипов, сформировавшихся в семье;
  • г) любовь к девушке-феминистке;
  • л) влияние пропаганды;
  • е) другое (напишите, что именно);
  • ж) затрудняюсь ответить.
  • 16. Насколько легко молодому человеку общаться с девушкой, признающей идеи феминизма?
  • а) вполне легко;
  • б) трудно;
  • в) просто невозможно;
  • г) затрудняюсь ответить.
  • 17. Каковы основные проблемы, которые могут возникнуть во время общения молодого человека с девушкой-феминисткой?
  • а) конфликт из-за обоюдного стремления к лидерству;
  • б) взаимное непонимание;
  • в) желание поменьше общаться друг с другом;
  • г) конфликт из-за стремления молодого человека "перевоспитать" свою подругу;
  • д) насмешки и оскорбления со стороны партнера;
  • е) никаких проблем быть не должно;
  • ж) другое (напишите, что именно);
  • з) затрудняюсь ответить.
  • 18. Какие чувства вызывает у Вас образ девушки-феминистки?
  • а) привлекает;
  • б) вызывает любопытство;
  • в) вызывает смех;
  • г) отталкивает;
  • д) вызывает равнодушие;
  • е) другое (напишите, что именно).
  • 19. Стали бы Вы общаться с девушкой-феминисткой?
  • а) да, так как я тоже придерживаюсь идей феминизма;
  • б) да, так как для меня идейные разногласия не столь важны;
  • в) да, но с большой осторожностью;
  • г) нет, ни в коем случае;
  • д) затрудняюсь ответить.
  • 20. Есть ли среди Ваших знакомых люди, склонные к феминизму?
  • а) да, я общаюсь с таким человеком (людьми);
  • б) нет;
  • в) затрудняюсь ответить.

Спасибо!

Пример анкеты № 3 на тему "Проблема безработицы молодых специалистов"

Уважаемый респондент!

Просим вас принять участие в социологическом исследовании, проводимом с целью выяснения отношения московской молодежи к проблеме безработицы молодых специалистов. Вам будет предложено несколько вопросов. Выберите вариант ответа, наиболее соответствующий вашему мнению. Анонимность и конфиденциальность полученной информации гарантируем.

  • 1. Как Вы думаете, безработица – это :
    • а) в целом позитивное явление в экономике страны (стимул для повышения квалификации и активности населения);
    • б) закономерная реальность (издержки рыночной экономики, без которых она не сможет работать);
    • в) негативное явление (причина социальных конфликтов и роста преступности).
  • 2. Как Вы считаете, каков уровень безработицы сегодня в Москве?
  • а) высокий;
  • б) нормальный (естественный);
  • в) низкий.
  • 3. Каковы, по Вашему мнению, основные причины безработицы в Москве?
  • а) сокращение промышленного производства;
  • б) приток мигрантов из ближнего зарубежья;
  • в) появление совершенно новых отраслей экономики, для которых трудно подобрать кадры;
  • г) другое (напишите)____________________________.
  • 4. Какие категории людей, но Вашему мнению, сегодня больше других подвержены безработице?
  • а) молодые люди;
  • б) люди среднего возраста (от 30 до 40 лет);
  • в) люди старшего возраста (от 40 до 55 лет);
  • г) пенсионеры;
  • д) другое (укажите)______________________________.
  • 5. Ваши планы по окончании вуза?
  • а) пойду работать;
  • б) продолжу учебу в своем вузе (магистратура, аспирантура);
  • в) собираюсь получить новое образование в другом вузе;
  • г) пойду служить в армию;
  • д) свой вариант__________________________________.
  • 6. При трудоустройстве вы рассчитываете на :
    • а) содействие родственников и друзей;
    • б) помощь учебного заведения;
    • в) службу занятости;
    • г) агентства по трудоустройству;
    • д) собственные способности;
    • е) благоприятное стечение обстоятельств;
    • ж) другое (укажите)______________________________.
  • 7. Какие причины, на Ваш взгляд, могут повлиять на отказ в трудоустройстве молодого специалиста?
  • а) отсутствие практического опыта;
  • б) не импонирующие работодателю личные качества кандидата;
  • в) неблагоприятное семейное положение;
  • г) недостаток образования;
  • д) отсутствие вакантных мест;
  • е) предубеждение администрации против "зеленых" сотрудников;
  • ж) иные причины__________________________________.
  • 8. Желали бы Вы пройти "последипломную" стажировку на предприятии с вероятностью дальнейшего трудоустройства?
  • а) да;
  • б) нет;
  • в) затрудняюсь ответить.
  • 9. Пытались ли Вы когда-нибудь трудоустроиться?
  • а) да;
  • б) нет.
  • 10. Есть ли у Вас острая необходимость в получении работы?
  • а) да;
  • б) нет.
  • 11. Что для Вас первостепенно при выборе места работы?
  • а) уровень предлагаемого заработка;
  • б) престижность фирмы;
  • в) социально-психологический климат в организации;
  • г) сфера деятельности;
  • д) возможность самовыражения;
  • е) возможность профессионального роста;
  • ж) получение практического опыта;
  • з) гибкий график работы;
  • и) другое___________________________________.
  • 12. Расцениваете ли Вы занятие предпринимательской деятельностью как альтернативу для себя в случае невозможности трудоустроиться?
  • а) да;
  • б) нет;
  • в) затрудняюсь ответить.
  • 13. Если бы Вы организовывали собственный бизнес, чем бы вы занимались?
  • 14. Чем лично Вас не устраивает безработица?
  • а) понижение социального статуса;
  • б) отсутствие денег;
  • в) узкий круг общения;
  • г) невозможность реализовать себя;
  • д) материальная зависимость от родителей;
  • е) ничем;
  • ж) другое____________________________________.
  • 15. Какие причины, по-Вашему, способствуют безработице молодых специалистов в Москве?
  • а) излишние претензии самих молодых людей к желаемому месту работы;
  • б) отсутствие желания работодателей в трудоустройстве молодых специалистов;
  • в) недостаток внимания местной администрации к вопросам занятости молодежи Москвы;
  • г) нежелание самих молодых людей трудиться;
  • д) другое______________________________________.
  • 16. На Ваш взгляд, в Москве легче найти работу, чем в других городах?
  • а) да;
  • б) нет;
  • в) затрудняюсь ответить.
  • 17. Ситуация, когда молодой специалист с высшим образованием нс работает, обусловлена :
    • а) невозможностью трудоустроиться;
    • б) нежеланием трудиться;
    • в) не удовлетворяющими условиями труда.
  • 18. Как Вы считаете, можно ли бороться с проблемой безработицы?
  • а) да;
  • б) нет;
  • в) затрудняюсь ответить.
  • 19. Как Вы считаете, какие существуют пути борьбы с безработицей?
  • а) создание новых рабочих мест;
  • б) создание бирж труда и иных видов служб занятости;
  • в) повышение квалификации работников;
  • г) поддержка развития малого и среднего бизнеса;
  • д) перераспределение рабочих мест в пользу местного населения перед приезжими;
  • г) другое___________________________________.
  • 20. Считаете ли Вы, что предприятия должны заранее готовить для себя специалистов, заключая договора с учебными заведениями о трудоустройстве их выпускников?
  • а) да;
  • б) нет;
  • в) затрудняюсь ответить.
  • 21. Какую помощь Вы хотели бы получить от специалиста- профконсультанта службы занятости?
  • а) узнать, какие профессии пользуются спросом на рынке труда;
  • б) пройти тестирование с целью профессионального самоопределения;
  • в) выбрать учебное заведение для последующего поступления;
  • г) найти работу;
  • д) никакую;
  • е) другую помощь__________________________________.
  • 22. Как Вы думаете, кто виноват в сегодняшней ситуации с безработицей молодых специалистов?
  • а) государство;
  • б) биржи труда;
  • в) молодежь;
  • г) работодатели;
  • д) предприятия;
  • е) учебные заведения;
  • 23. Есть ли сегодня в Вашей семье безработные?
  • а) да;
  • б) нет.
  • 24. Как Вы считаете, в какой форме государство могло бы поддерживать ищущих работу молодых специалистов? (Отметьте несколько пунктов);
  • а) организация курсов повышения квалификации (или переквалификации);
  • б) распределение выпускников вузов на работу по их специальности;
  • в) финансовая поддержка при открытии собственного дела;
  • г) создание рабочих мест;
  • д) развитие молодежных бирж труда;
  • е) создание центров социально-психологической адаптации выпускников;
  • ж) другое (напишите)_________________________________.
  • 25. Как Вы относитесь к случаям отказа при приеме на работу женщин?
  • а) на мой взгляд, это надуманная проблема;
  • б) с пониманием – есть профессии, предназначенные только для мужчин;
  • в) отрицательно – половая дискриминация недопустима. Сообщите, пожалуйста, некоторые сведения о себе.
  • 26. Ваш возраст?
  • а) менее 20 лет;
  • б) от 20 до 25 лет;
  • в) от 25 до 30 лет.
  • 27. Ваш пол?
  • а) мужской;
  • б) женский.
  • 28. Какое у Вас образование?
  • а) среднее общее;
  • б) начальное профессиональное;
  • в) среднее профессиональное;
  • г) высшее;
  • д) неоконченное высшее.

Спасибо! Успехов в трудоустройстве!

Пример анкеты № 4 на тему "Причины возникновения конфликтов в молодой семье"

  • 1. Ваш пол?
  • а) мужской;
  • б) женский.
  • 2. Ваш возраст?
  • а) до 21 года;
  • б) 21–25 лет;
  • в) 26–30 лег;
  • г) 31–35 лет.
  • 3. Ваше образование?
  • а) среднее;
  • б) среднее специальное;
  • в) неоконченное высшее;
  • г) высшее.
  • 4. Ваш брак официально зарегистрирован?
  • а) да, наш брак зарегистрирован в ЗАГСе;
  • б) нет, мы живем "гражданским браком";
  • в) я не состою в брачных отношениях.
  • 5. Укажите продолжительность Вашего брака :
    • а) до 1 года;
    • б) 1–3 года;
    • в) 4–6 лет;
    • г) 7–9 лет;
    • д) более 9 лет;
    • е) я не состою в браке.
  • 6. Есть ли у Вас дети?
  • а) да, один ребенок;
  • б) да, двое детей;
  • в) трое и более детей;
  • г) детей нет, но мы планируем завести ребенка;
  • д) детей нет, и пока мы не планируем их рожать.
  • 7. Вас устраивает доход Вашей семьи?
  • а) да, полностью;
  • б) скорее да;
  • в) не совсем;
  • г) нет, полностью не устраивает.
  • 8. Укажите Ваши жилищные условия :
    • а) имеем собственное жилье;
    • б) живем с родителями (другими родственниками);
    • в) снимаем жилье;
    • г) взяли жилье в ипотечный кредит;
    • д) живем в общежитии.
  • 9. Насколько Вас устраивают Ваши жилищные условия?
  • а) полностью устраивают;
  • б) устраивают, но не совсем;
  • в) совершенно не устраивают.
  • 10. Как Вы оцениваете психологическую обстановку в Вашей семье?
  • а) благоприятная;
  • б) удовлетворительная;
  • в) дискомфортная;
  • г) конфликтная.
  • 11. У Вас происходят серьезные конфликты в семье?
  • а) да, часто;
  • б) да, время от времени;
  • в) нет.
  • 12. Каковы основные причины конфликтов в Вашей семье? Можно выбрать несколько вариантов ответа :
    • а) жилищный вопрос, бытовая неустроенность;
    • б) нехватка финансовых средств, невысокий уровень дохода;
    • в) проблемы с трудоустройством;
    • г) проблемы с устройством детей в (до-)школьное учреждение;
    • д) проблемы во взаимоотношениях с родителями одного или обоих супругов;
    • е) вредные привычки (алкоголизм, курение, игромания);
    • ж) отсутствие тепла в отношениях, проблемы общения;
    • з) супружеская неверность, ревность;
    • и) отсутствие общих интересов, разница в образовании;
    • к) грубость, насилие со стороны супруга(-и);
    • л) отсутствие общих взглядов, убеждений (политических, религиозных);
    • м) желание супруга(-и) делать карьеру;
    • н) проблемы с рождением, воспитанием ребенка;
    • о) выплата долга (кредита);
    • п) в нашей семье нет конфликтов;
    • р) другое (напишите, что именно)__________________________.
  • 13. Каковы, но Вашему мнению, основные проблемы молодых семей в нашей стране? Можно выбрать несколько вариантов ответа :
    • а) жилищные проблемы;
    • б) низкие зарплаты;
    • в) безработица;
    • г) необходимость сочетать работу с учебой;
    • д) отсутствие поддержки со стороны государства;
    • е) проблемы в личных взаимоотношениях супругов;
    • ж) конфликты между родителями и детьми;
    • з) неподготовленность молодежи к принятию ответственных решений;
    • и) другое (напишите, что именно)____________________________.
  • 14. Что чаще приводит к созданию конфликтных ситуаций в семье?
  • а) социальные проблемы (бытовая неустроенность, нехватка денег);
  • б) психологические проблемы (отсутствие взаимопонимания, разница в характерах);
  • в) ценностные расхождения (разные убеждения и интересы);
  • г) затрудняюсь ответить.
  • 15. Влияет ли на конфликты в Вашей семье социально-экономическая ситуация, сложившаяся в стране?
  • а) да, и очень сильно;
  • б) да, но незначительно;
  • в) нет, нс влияет;
  • г) затрудняюсь ответить.
  • 16. Насколько серьезно разная этническая (или религиозная) принадлежность супругов может повлиять на семейные конфликты?
  • а) очень сильно влияет;
  • б) влияет, но только если между супругами нет любви;
  • в) практически не влияет;
  • г) затрудняюсь ответить.
  • 17. Есть ли прямая взаимосвязь между семейными конфликтами и уровнем образования супругов?
  • а) да, конечно;
  • б) да, но она редко проявляется;
  • в) нет;
  • г) затрудняюсь ответить.
  • 18. Как Вы считаете, кто должен решать проблемы молодых семей?
  • а) сами супруги самостоятельно;
  • б) супруги при помощи родных и близких;
  • в) государство;
  • г) другое (напишите, что именно)___________________________
  • 19. Как Вы относитесь к государственной политике поддержки молодой семьи?
  • а) считаю ее эффективной;
  • б) считаю ее неэффективной;
  • в) затрудняюсь ответить.
  • 20. Участвуете ли Вы в каких-либо государственных программах поддержки молодых семей?
  • а) нет;
  • б) нет, но хотели бы;
  • в) да, участвуем (укажите, в каких именно)______________________