«царствие божие внутри вас есть. Как правильно понять слова Иисуса, что Царствие Божие внутри нас? Царство небесное внутри вас есть евангелие

Предположим, у вас есть возможность побывать в Палестине. Вы поехали, все внимательно посмотрели, возможно, потрогали. И в память о поездке какой бы вы сувенир привезли? На мой взгляд, лучшим таким сувениром стало бы горчичное семя.

Иисус говорит: «И сказал: чему уподобим Царствие Божие? Или какою притчею изобразим его? Оно – как зерно горчичное, которое, когда сеется в землю есть меньше всех семян на земле; А когда посеяно, всходит и становится больше всех злаков, и пускает большие ветви, так-что под тенью его могут укрываться птицы небесные» (Мк.4:30-32).

Какова природа этого Царства Небесного? «Царствие Божье внутрь вас есть» (Лк.17:20-21). Нам не совсем понятна эта мысль. Как это Царствие Божье может быть внутрь нас? Ведь фраза «внутрь нас» – нам указывает на направление, но не на место. «Внутрь» – это направление движения. А Христос говорит о месте нахождения Царства Божьего. И поэтому некоторые могут подумать, что Иисус имеет ввиду, что Царство Божье «внутри» нас есть. Можно ли так интерпретировать слова Христа? «Внутрь и внутри» – это одно и то же или нет?

Другие переводы говорят, что Царство Божье «среди нас есть». Это мы видим в переводе, сделанным, например, Русским Библейским Обществом. «Среди нас есть» — этот перевод более точнее передает смысл греческого текста.

Обратив внимание на контекст, мы видим, что данный перевод не противоречит общему контексту. В 17 главе Евангелия от Луки во 22 и 23 текстах говорится следующее: «Сказал также ученикам: придут дни, когда пожелаете увидеть хотя один из дней Сына Человеческого, и не увидите; и скажут вам: вот, здесь, или: вот, там, — не ходите и не гоняйтесь…» . Обратите внимание на повторение фразы: «Вот здесь, или вот там…». Эти слова используются для обозначения Царствия Божьего. Ведь до этого уже использовалась фраза «Вот здесь и вот там… » в Лк. 17 главе 21 стихе. Эти слова сначала он использует для описания Царства Божьего, но в следующем предложении Лука использует эти же слова для описания того, что не увидят Сына Человеческого. Какой можно сделать вывод?

Царствие Божье – это то место, где находится Царь царей и Господь господствующих. Царствие Божье – это то место, где находится Сын Человеческий. Лука говорит Царствие Божье среди вас, хотя вы видите и не замечаете. Это происходит потому, что Я, как царь, как Владыка нахожусь среди вас – здесь. Физически вы Меня не увидите, но Он оставил нам обетование: «Се я с вами во все дни до скончания века». Царствие Божье таким образом представляет собою группу людей, Царем, Владыкой которой является Сын Человеческий – Господь Иисус Христос.

В Евангелии от Матфея 21:41-46 текстах говорится следующее: «Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его; и тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит. И слышав притчи Его, первосвященники и фарисеи поняли, что Он о них говорит, и старались схватить Его, но побоялись народа, потому что Его почитали за Пророка».

Обратите внимание на следующие слова: «Царствие Божье отнимется от вас…». У вас – это у кого? По контексту мы видим, что фарисеи и первосвященники поняли, что Он о них говорит. То есть мы видим, что Царствие Божье будет отнято у вождей и будет передано другому народу. Здесь Царствие Божье представлено как общество людей. Эти люди живут на земле. И они призваны приносить добрые плоды. То есть жить в соответствии с волей Царя, который правит этим царством. Из истории мы видим, что именно так и произошло. Управление было отнято от первосвященников и отдано другим.

Таким образом, народ Божий, представляющий Бога на земле представляет собой группу людей, повинующихся гласу Царя. Это те, которые живут по законам Царствия, по законам Божьим. Люди этого Царства учат других законам Божьим.

Итак, что же такое Царствие Божье, по мнению Иисуса Христа? Царствие Божье – это сообщество, народ Божий, живущий на земле, соблюдая Его заповеди и проповедуя это Царствие другим людям. Не только в узком кругу людей, а на всей территории, по всему миру.

Размер горчичного зерна - полтора миллиметра. Иногда бывает оно чуть больше или чуть меньше. Но по сравнению с другими зернами оно очень маленькое.

Господь берет и сеет зерно в сердца людей. В этой притче человек представляет собой Господа и Царя всего.

Вот отрывок из произведения Льва Толстого «Липунюшка»:

«Жил старик со старухою. У них не было детей. Старик поехал в поле пахать, а старуха осталась дома блины печь. Старуха напекла блинов и говорит: «Если бы был у нас сын, он бы отцу блинов отнес; а теперь с кем я пошлю?». Вдруг из хлопка вылез маленький сыночек и говорит: «Здравствуй, матушка!..». А старуха и говорит: «Откуда ты, сыночек, взялся и как тебя звать?». А сыночек и говорит: «Ты, матушка, отпряла хлопочек и положила в столбочек, я там и вывелся. А звать меня Липунюшкой. Дай, матушка, я отнесу блинов батюшке…».

Откуда появился мальчик в этой истории? Он вывелся. Таким образом только в сказках могут появляться дети.

А Царство Бога на земле не могло зародиться само собою. Царство Божье не получилось случайно, потому что Господь является родоначальником этого царства, строителем. Он взял инициативу в свои руки. Несмотря на то, что мы в лице прародителей ушли от Него, согрешили против Него, Он не оставил нас на погибель. Он пришел и начал Свою проповедь следующими словами: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Божье!» Он взял и насадил это семя. Он пришел и совершил великий труд, великий труд спасения. Здесь на земле, ради всех нас. Здесь и начинается Царствие – Царствие Божье. Труд – это Божье действие.

Что Еще сказано о горчичном зерне? Человек взял его и посеял на поле своем. Так это звучит у Матфея. У Луки сказано, что «Оно подобно зерну горчичному, которое, взяв, человек посадил в саду своем; и выросло, и стало большим деревом, и птицы небесные укрывались в ветвях его» (Лк.13:19).

Горчичное семя - не дикое растение. Семя высажено на участке, который постоянно обрабатывается, за ним постоянно ухаживают. Этот участок Богу принадлежит. Не важно, что действия происходят в Божьем саду или на Божьем поле. Здесь Он может ухаживать за посеянным семечком и смотреть, чтобы оно хорошо росло.

Второй момент - зерно высажено в особую почву. Приготовленную. Можно вспомнить притчу о сеятеле. Он идет и бросает семя. Но семена падают на разную почву. Одно падает при дороге, другое на каменистые места, иное в тернии. И только четвертая часть семян попадает на добрую почву.

Здесь представлена картина приготовленной земли. На этой земле уже работали. Мало того, на этой земле и дальше продолжают работать, когда семя растет и находится в процессе роста. Бог не только стал родоначальником и создателем. Он не только работал над тем, чтобы семя появилось на земле и проросло. Он поместил его в Своем саду. Он поместил его в особом месте, где семя сможет полноценно вырасти. Это Он делает для того, чтобы продолжать за ним ухаживать и проявлять за ним заботу.

«Хотя оно меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом» (Мф.13:22, РБО). Действительно ли горчичное зернышко самое маленькое? Знаете ли вы какие-нибудь другие семена, которые, возможно меньше этого семени?

Это может быть маковое зернышко, либо кипарисовое. Горчичное семя – это самое маленькое семя, которое высаживают палестинские земледельцы.

В иудейской литературе, Талмуде горчичное семя часто обозначает что-либо маленькое.

Семя растет. У Матфея сказано: «Становится деревом». У Марка: «Пускает большие ветви». У Луки: «Стало большим деревом». В плодородной почве Иордана черная горчица становится в высоту от 1 м 80 см до 4 м 50 см. До таких размеров она вырастает за один сезон. Если сравнивать скорость роста с ячменем или пшеницей, то горчичное зерно растет значительно быстрее. Таким образом, Христос показывает не только идею роста семени, но и идею скорости, с которой это семя растет.

В Мф. 13:32 сказано: «прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его». Что означает эта фраза?

В Палестине щеглы и коноплянки очень часто сидят на ветвях, наслаждаются покоем на горчичном дереве и едят его плоды. Эта картина обычная и понятная для той местности.

Что это может значить в духовном контексте, в духовном понимании этой детали? Где в Библии мы можем увидеть подобные образы? Когда на дереве гнездятся и питаются птицы и что это означает?

В Иез. 31:1-6 сказано: «В одиннадцатом году, в третьем [месяце], в первый день месяца, было ко мне слово Господне: «Сын человеческий! скажи фараону, царю Египетскому, и народу его: кому ты равняешь себя в величии твоем? Вот, Ассур был кедр на Ливане, с красивыми ветвями и тенистою листвою, и высокий ростом; вершина его находилась среди толстых сучьев. Воды растили его, бездна поднимала его, реки ее окружали питомник его, и она протоки свои посылала ко всем деревам полевым. От того высота его превысила все дерева полевые, и сучьев на нем было много, и ветви его умножались, и сучья его становились длинными от множества вод, когда он разрастался. На сучьях его вили гнезда всякие птицы небесные, под ветвями его выводили детей всякие звери полевые, и под тенью его жили всякие многочисленные народы».

Под одним деревом многочисленные народы жить не могут. Вторая фраза в этих стихах объясняет первую. Вот эти птицы, которые гнездятся в ветвях – это различные многочисленные народы. И тоже самое было сказано в отношении Иудеев.

В Иез. 17:23-24 говорится: «На высокой горе Израилевой посажу его, и пустит ветви, и принесет плод, и сделается величественным кедром, и будут обитать под ним всякие птицы, всякие пернатые будут обитать в тени ветвей его. И узнают все дерева полевые, что Я, Господь, высокое дерево понижаю, низкое дерево повышаю, зеленеющее дерево иссушаю, а сухое дерево делаю цветущим: Я, Господь, сказал, и сделаю».

И именно это место, в соответствии с общебиблейским контекстом значения птиц в ветвях дерева, в Иудаизме понималось, что языческие народы придут под сень Израиля и обретут благословения в служении Господу. Присоединятся к Царствию Божьему.

Таким образом, в этой притчи мы находим, что Иисус Христос добавляет еще один важный момент. А именно: В Царствие Божье войдут представители многих разных многочисленных народов.

Итак, давайте повторим. Каким образом начинается царствие Божье? Оно начинается с Божьего действия. Господь берет и высаживает семя. Он совершает спасительное действие и создает это царствие.

Высаживает где? На поле своем или в саду своем. Он помещает его на защищенное приготовленное место, где будет дальше продолжать о нем заботиться. Дальше мы узнаем, что Господь желает нам показать необыкновенный рост от маленького семени до большого ветвистого дерева. Потом Христос желает нам показать и быстроту роста этого горчичного семени. Это говорит, что Царствие Божье в контексте проповеди евангелия будет очень и очень быстро распространяться. Он также хочет показать, что в это Царствие войдут многие разные народы.

Эта притча является по своей природе пророчеством. Исполнилось ли это пророчество? Многие идеологи, философы, многие религиозные и политические вожди считали, что именно учение каждого из них разрастется, распространится и станет больше других. Но только Иисус Христос смог сделать это.

Кого на земле больше всего сегодня в религиозном мире? Христиан. Это факт. Царство выросло из небольшого маленького семени и стало больше всех других. Это пророчество стало исполняться еще в дни апостолов. В Деян. 1:8 сказано о направлениях, в которых разрасталось это царство Божие: «Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли».

Начинается откуда? Из Иерусалима. Иисус говорил, что спасение «от Иудеев». Дальше распространяется где? По всей Иудее. А потом? Распространяется по Самарии и даже до края земли.

Здесь записана программа, по которой распространяется весть евангелия. Весть о Царстве Божьем.

В Деян. 6:7 говорится следующее: «И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и из священников очень многие покорились вере» . Со слов учеников мы видим, что слово Божье росло и очень сильно умножалось и распространялось. «Слово же Божие росло и распространялось» (Деян.12:24). В Деян. 13 Дух Святой посылает на миссионерское путешествие по Европейской территории.

В Деян. 19: 18-20 говорится: «Многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои. А из занимавшихся чародейством довольно многие, собрав книги свои, сожгли перед всеми, и сложили цены их, и оказалось их на пятьдесят тысяч драхм. С такою силою возрастало и возмогало слово Господне» .

Эта притча исполнилась в человеческой истории. Царствие Божье, которое провозгласил Иисус Христос с небольшого количества, быстро распространилось на обширные территории, и продолжает свой рост и свое распространение и сегодня.

Что способствует этому росту? Что нужно, чтобы Царствие Божье росло, без остановок, распространялось и превратилось в большое и огромное дерево?

Нужна работа. Христос взял и посадил семя в саду Своем, на поле Своем. Усилия нужны и действия нужны. Нужен нелегкий труд.

В Мк. 6:30-31 описывается усердие учеников: «И собрались Апостолы к Иисусу и рассказали Ему все, и что сделали, и чему научили. Он сказал им: пойдите вы одни в пустынное место и отдохните немного, — ибо много было приходящих и отходящих, так что и есть им было некогда».

Настолько усердным и интенсивным был их труд, что им даже есть, было некогда. Они трудились день и ночь не покладая рук. Чтобы Царство Небесное росло и распространялось, необходимо усердно трудиться.

Трудимся ли мы лично для роста Горчичного зерна? На какие жертвы мы готовы пойти, чтобы пророчество Иисуса Христа продолжало исполняться? Каково горчичное дерево в нашем саду?

Давайте подобно Христу, подобно апостолам сделаем со своей стороны все, чтобы радость познания Божьей любви обрели еще многие.

Евгений Бабаков

Иллюстрация

Комментарии (5):

  • Эдуард

    Царствие Божие внутрь вас есть — к этому нечего прибавить, внутрь,не среди вас,не между вас,всё остальное словоблудие о лукавого и ума убогого и ленивого.Ищи внутри себя.Точнее и сказать не возможно.Остановись на мгновение,замри снаружи и обрати взор внутрь себя и увидишь,как умишко суетливый идейки и вопросики беспокойные задаёт,замри,не отвечай и увидишь царствие божие внутри!


  • Юрий Тимошенко

    Царство Бога – иными словами есть Царство Истины. Царство Божье внутри вас – зерно Истины, посеянное Иисусом в сердца внимающих Его Слову. Это зерно, даже будучи малым, как горчичное семя, способно принести богатые плоды и совершить много полезного для человека и его окружающих. «17 Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим.14:17).


  • Людмила

    Да конечно.но всё-таки Иисус пришёл и показал совсем другого бога.резко отличающегося от ветхозаветного.хотя 10 заповедей говорили тоже что и Иисус. Но на деле все духовника ветхо заветного времени преподносили законы бога не удобоносимыми. Может поэтому и распространен был грех? Хотя и сейчас его не меньше стало а может даже больше. И всё-таки Иисус показал другой характер бога. Можно сказать другого бога.за что и был распят. что и тогда и сейчас с трудом воспринимаетя новозаветный бог. Любящий со страдающий. Готов помочь. Открыл законы бытия. не делящий на овец и козлов.придите ко мне все.кто?труждающие и бремененные.чем. Проблемами.грехами. Не справедливостью. болезнями.и т.д. и я помогу вам. Чем открою вам не обьятное.что.куча примеров в жизни Иисуса. Он показал все возможности человека.он сказал что делаю я и вы это можете. Скажи горе сей.хороший совет. Только поверь.. А вот это и было покрыто от человечества. Так даваите следовать за Иисусом а не за церквями. В которых сидят фарисеи и саддукеи.и закрывают слово бога..Иисус не открывал церкви он открыл бога.его характер его любовь к человеку. К человечеству в целом. Разве не так.?


  • По делу

    Царство Божие там где Бог управляет.Чего Бог достигает своим управлением?Максимальной общественно полезности.Посему и в ком больше царства Бога больше и общественно полезности.Как достигается общественно полезность?Не просто послушанием Богу(это полумера), а пониманием в чём общественно полезность Его воли и как это касается вас.Общественно полезность не может быть ни фанатична ни допускающая ценность догм.


  • Максим Балаклицкий

    Людмила, спасибо за комментарий. Давайте рассмотрим Ваши основные аргументы.

    Для начала мне непонятно, почему Вы, призывая

    даваите следовать за Иисусом а не за церквями.

    Пишете слово «бог» с маленькой буквы. Если Бога нет (а такое написание в русскоязычной среде практикуют атеисты), то какой смысл в нашей беседе? Если же Вы доверяете Библии, то она говорит о Боге как о личности, и заглавная буква здесь будет полностью кстати.

    Иисус пришёл и показал совсем другого бога.резко отличающегося от ветхозаветного.

    Если это даже и так (хотя лично я в этом сомневаюсь), то как это объяснить? Богов два? Или Бог один и тот же, а Иисус показал другие Его стороны и черты характера? Если другие, зачем?

    Но на деле все духовника ветхо заветного времени преподносили законы бога не удобоносимыми.

    Так уж и все? Это ж смотря чьи интересы исполнение той или иной заповеди защищает. Например, заповедь против изнасилований (Втор.22:23-29) защищает интересы потенциальной жертвы нападения или совращения. Для насильника и развратника это неудобоносимые ограничения. Но я подозреваю, что Вы бы хотели жить в обществе, где потенциальные насильники несут эти неудобоносимые заповеди, не смея напасть на Вас. И так во всех случаях: Закон Божий ограничивает эгоизм сильных, защищая права слабых. Пока мы себя считаем сильными, Закон кажется помехой. Как только наши интересы оказываются под угрозой, мы начинаем быть убежденными сторонниками строжайшего соблюдения правил, которые наши интересы защищают. Это работает как с людьми, так и с Богом. Его интересы также постоянно нарушаются людьми.

    Какие заповеди отменил Иисус? Своей смертью Он упразднил иерусалимский Храм, чтобы открыть нам Храм Небесный (Евр.8-9). Даже ритуальные, церемониальные заповеди сегодня нам нужно изучать, чтобы понимать, что сегодня для нашего спасения делает Иисус как наш Первосвященик Небесного Храма. А остальные заповеди Закона Моисеева - моральные, социальные, политические, гигиенические, экологические и пр. - и подавно важны и актуальны, потому что ограничивают человеческий эгоизм, самодурство и глупость.

    тогда и сейчас с трудом воспринимаетя новозаветный бог. Любящий со страдающий. Готов помочь.

    Всё наоборот: иудаизм является национальной религией, а христианство - всемирной и самой распространенной и быстрорастущей.

    Открыл законы бытия.

    А разве библейская книга Бытие эти законы не раскрывает? А книга Исход, Левит, Числа, Второзаконие? А остальные книги Библии?

    не делящий на овец и козлов.

    А разве Бог еврейского Писания людей дискриминировал?

    Исаия 2
    1 Слово, которое было в видении к Исаии, сыну Амосову, о Иудее и Иерусалиме.
    2 И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы.
    3 И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне — из Иерусалима.
    4 И будет Он судить народы, и обличит многие племена; и перекуют мечи свои на орала, и копья свои — на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать.

    Ис.56:6 И сыновей иноплеменников, присоединившихся к Господу, чтобы служить Ему и любить имя Господа, быть рабами Его, всех, хранящих субботу от осквернения ее и твердо держащихся завета Моего,
    7 Я приведу на святую гору Мою и обрадую их в Моем доме молитвы; всесожжения их и жертвы их [будут] благоприятны на жертвеннике Моем, ибо дом Мой назовется домом молитвы для всех народов.
    8 Господь Бог, собирающий рассеянных Израильтян, говорит: к собранным у него Я буду еще собирать других.

    А что говорит Иисус об овцах и козлах?

    Мф.25:31 Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей,
    32 и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов;
    33 и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую.
    46 И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.

    Кого Иисус называл Сыном Человеческим? Себя. Именно Он обещает нам поделить людей на овец и козлов и дать этим двум группам совершенно противоположную судьбу.

    придите ко мне все.кто?труждающие и бремененные.чем. Проблемами.грехами. Не справедливостью. болезнями.и т.д. и я помогу вам.

    Где, когда, кому и на каком языке это сказал Иисус? К слушающим Его евреям, дело было в Галилее, говорил Он на Своем родном арамейском языке. Язычников среди Его последователей никогда не было. Все неевреи узнавали о Нем от других евреев и были подготовлены к слушанию Его учения либо посещением синагоги (Капернаумский сотник), либо общением с евреями (сирофиникиянка).

    Ис.65:2 Всякий день простирал Я руки Мои к народу непокорному, ходившему путем недобрым, по своим помышлениям, —
    3 к народу, который постоянно оскорбляет Меня в лице, приносит жертвы в рощах и сожигает фимиам на черепках,
    4 сидит в гробах и ночует в пещерах; ест свиное мясо, и мерзкое варево в сосудах у него;
    5 который говорит: «остановись, не подходи ко мне, потому что я свят для тебя». Они — дым для обоняния Моего, огонь, горящий всякий день.
    6 Вот что написано пред лицем Моим: не умолчу, но воздам, воздам в недро их
    7 беззакония ваши, говорит Господь, и вместе беззакония отцов ваших, которые воскуряли фимиам на горах, и на холмах поносили Меня; и отмерю в недра их прежние деяния их.

    К кому, когда и на каком языке обращался с этими словами израильский Бог? Его пророк здесь говорит на иврите к иерусалимлянам, предвещая вавилонский плен и разрушение Храма.

    Чтобы услышать библейского Бога, надо войти в общение с Его народом. По-другому никак. А вести одинаковые.

    открою вам не обьятное.что.куча примеров в жизни Иисуса.

    Это цитата из слов не Иисуса, а еврейского пророка Иеремии:

    Иер.33:3 воззови ко Мне — и Я отвечу тебе, покажу тебе великое и недоступное, чего ты не знаешь.

    Он показал все возможности человека.он сказал что делаю я и вы это можете. Скажи горе сей.хороший совет. Только поверь..

    А разве Моисей и пророки мало говорят о вере? Разве в их книгах мало примеров ответов на молитвы, исцелений и т.д.? Открываем Новый завет:

    Евр.11:32 И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках,
    33 которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов,
    34 угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих;
    35 жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение;
    36 другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу,
    37 были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления;
    38 те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли.

    Вера находится в сердце еврейской Библии - это утверждает новозаветный автор.

    Теперь о прыгающей в море горе?. Вы много гор переместили? А знаете тех, кто переместил? Правильно, таковых перемещений никогда не было. Читайте весь отрывок:

    От Матфея 21
    21 Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что [сделано] со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, — будет;
    22 и все, чего ни попросите в молитве с верою, получите.
    23 И когда пришел Он в храм и учил, приступили к Нему первосвященники и старейшины народа и сказали: какой властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал такую власть?

    Иисус говорит ученикам об этой - храмовой горе Сион. Проповедь апостолов после смерти и воскресения Иисуса должна была «потопить» Храм - подорвать его богословское значение для иудео-христиан, подготовить их к окончательному разрушению Храма римлянами в 70 году н.э. Только эту гору ученики Иисуса и «сдвинули с места». И никаких других.

    А вот это и было покрыто от человечества.

    Если и было сокрыто, то только для нежелающих вникать в Библию. В 9 главе пророка Даниила четко сказано, что после вавилонского плена Храм будет восстановлен, затем придет Мессия, и земной Храм будет разрушен вскоре после жертвенной смерти Мессии. Разрушен теперь уже навсегда.

    Так даваите следовать за Иисусом а не за церквями. В которых сидят фарисеи и саддукеи.и закрывают слово бога..Иисус не открывал церкви он открыл бога.его характер его любовь к человеку. К человечеству в целом. Разве не так.?

    Что конкретно Вы имеете в виду? А как узнать об Иисусе и Его учении, если не от какой-нибудь церкви? Нет, ну еще путь есть - пойти в синагогу и изучать то Писание, которое Сам Иисус советовал исследовать - Моисея и пророков, говоря, что они пишут о Нем:

    Иоан.5:39 Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне.

    Но и в церкви, и в синагоге надо будет еще постараться, чтобы отличить то, что реально говорил и делал Иисус от человеческих мнений о Нем.

    Как это Иисус не открывал церкви? А кто?

    Мф.16:17 Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах;
    18 и Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее;

    А (иудейские и христианские) «фарисеи» и «саддукеи», как я уже сказал, выполняют незаменимую функцию: копируют, сохраняют, распространяют, соблюдают, изучают и преподают Слово Божье. Преподают не идеально. Но никакой замены этим людям и их работе не существует.


Спрашивает Александр
Отвечает Виталий Колесник, 12.10.2011


Александр пишет: "Как правильно понять слова Иисуса, что Царствие Божие внутри нас. Может это означает, что внутри нас живет Бог?"

Здравствуйте, Александр!

Обычно, мы представляем себе Царство Божье в виде некоего, блистающего золотом, города. Однако в Писании сказано, что Царство Божье, это прежде всего сам Бог. Иисус как-то намекнул на это в одной из своих притч, сказав следующее: "Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин , который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее" (). Люди согрешили и отвернулись от Бога. Люди озабочены мирской суетой, нас интересуют деньги, дорогие машины, особняки и т.д., но Господь не отвернулся от нас.

Для Бога, как для купца, мы являемся драгоценными жемчужинами. Иисус оставил ради нас всю славу небес, "продал все, что имел", о Нем сказано: "Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою" (). Он пошел на такую Жертву ради того только, чтобы спасти нас, так как Он видит в нас своих друзей и желает общаться с нами и в вечности.

Стих, который Вы приводите, можно понимать, как минимум в двух значениях:

1) Как Вы и предположили, внутри человека действительно может присутствовать Дух Святой, Третья Личность Божества, в Писании сказано: "Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа , Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?" (). И если мы не впускаем в свое сердце Духа Святого, то нами овладевает дьявол.

2) Фразу "внутрь вас" можно еще перевести как "среди вас". Дело в том, что в данном отрывке Иисус отвечает фарисеям, то есть как бы набожным людям, которые хорошо знают Писания, после того, как исцелил самарянина, язычника, от проказы:

"Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом,
и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть .
Сказал также ученикам: придут дни, когда пожелаете видеть хотя один из дней Сына Человеческого, и не увидите;
и скажут вам: вот, здесь, или: вот, там, - не ходите и не гоняйтесь,
ибо, как молния, сверкнувшая от одного края неба, блистает до другого края неба, так будет Сын Человеческий в день Свой"
()

Заметьте как тексты идут тут параллельно:

а) не придет Царствие Божие приметным образом - придут дни, когда пожелаете видеть хотя один из дней Сына Человеческого, и не увидите

б) и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там - и скажут вам: вот, здесь, или: вот, там, - не ходите и не гоняйтесь

в) Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть - ибо, как молния, сверкнувшая от одного края неба, блистает до другого края неба, так будет Сын Человеческий в день Свой

Иисус пытается сказать здесь фарисеям, что Царство Божье, Бог в человеческом теле, уже среди них, а они этого не видят, или не хотят замечать, знамения времени видят только ученики Христа.Парадоксально, но факт. Часто мы так же, как те самые фарисеи не понимаем, что уже наступило Божье Царство Благодати, и что мы можем стать его гражданами, чтобы войти затем и в Божье Царство Славы, но при этом сомневаемся и медлим с решением.

Божьих Вам благословений!

С уважением,
Виталий

Читайте еще по теме "Толкование Писания":

ЦАРСТВО БОЖИЕ ВНУТРИ НАС

Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.

В Евангелии от Матфея на примере полевых лилий (См. Мф. 6, 28-30) и птиц (См. Мф. 6, 26; Ср. Мф. 10, 29; Ли. 12, 6-7, 24) подан нам образец беззаботности: не заботьтесь о том, что вам есть и что пить и во что одеваться (Ср. Мф. 6, 25. 31), ибо Богу известны все ваши нужды. Но прежде ищите Царства Божия, а потом будут даны вам все эти вещи (Ср. Мф. 6, 33).

Никто, - сказано выше, - не может служить двум господам: Богу и внешним вещам (Ср. Мф. 6, 24; Лк. 16, 13). Если он любит одно, то оставляет другое (См. там же). И к забвению печалей призывают слова: кто может всеми своими заботами прибавить себе росту (См. Мф. 6,27) или продлить свою жизнь?

Представьте, сколько сил и времени, труда, усердия и рвения отдаем мы ежедневно, чтобы служить своему Я, и сколь мало тому, что ведет нас к Богу, сколь мало надеемся мы на Того, Кто все может и все совершает, нам, однако, милей хлопотать и суетиться, словно наше существование зависит от нас и продлится вечно.

И все это происходит от нашего Я.

Посмотришь окрест и содрогнешься, как же рьяно человек ищет во всем, и в других людях тоже, только Свое, в мыслях, словах и делах всегда - только Свое, будь то наслаждение или польза, честь или заслуга - всегда только для себя, для своего Я.

Эта одержимость своим Я и своекорыстие въелись столь глубоко, что не только внешний, но и внутренний человек (Ср. 2 Кор. 4, 16) стал весь устремлен на земное - точь-в-точь горбатая женщина, о которой говорится в Евангелии, что была она согнута до земли и не могла взглянуть вверх (См. Лк. 13, 11).

Бедный, что же ты не полагаешься на Бога, Который сотворил тебе столько благ, излил на тебя столько милостей, в Котором - вся жизнь твоя, Кто даст тебе всякую малость, надобную для жизни? Как горько видеть, что даже умные и духовные люди всю любовь и все усердие свое направляют лишь на свои дела и думают только о себе, о своем Я, вряд ли помышляя еще и о Боге и чувствуя мало желания заботиться о вещах вечных, покуда земные дела, которые движут ими, идут хорошо...

К ним вдвойне применимы слова: нельзя служить двум господам - Богу и внешним вещам (Ср. Мф. 6, 24), а, стало быть: сначала и прежде всего думайте о Царствии Божием (Ср. Мф. 6, 33).

Петр справедливо поучал нас: «Возложите все ваши заботы на Бога, ибо он заботится о вас» (7 Петр. 5, 7). Поскольку заботы о делах внешних наносят человеку тройной вред: ослепляют разум и чувства, гасят огонь любви и преграждают путь вовнутрь, который ведет к Богу, в Царствие Божие, что внутри нас.

Посему важно внимательно следить за тем, куда направлены наши помыслы и устремления, чем мы заняты, покуда живем еще во времени, куда и на что нацелены наши склонности и привычки. Ибо если кто-то год или два пребудет в заблуждении, то это столь глубоко угнездится в нем, что он вряд ли когда сможет это преодолеть. Поэтому лучше зорко следить, чтобы ни одно заблуждение не успело пустить корни в недрах души, и тотчас его вырывать. В самом начале это легко.

Самое главное, надо покончить со страстью ко внешнему, к чувственным вещам. Ибо покуда мысли и чувства направлены вовне, ты подвержен всем внешним искушениям и соблазнам и не пускают они тебя внутрь, не дают найти самого себя. Внутренняя же глубина остается для тебя закрытой - словно нечто бесконечно далекое. Такой человек сам себе чужд, и цель и смысл его жизни неопределенны.

Превозмоги, однако же, также и жажду духовных благ и ценностей. Такая жажда владеет многими, кто одержим ею больше, чем Богом. Они принимают эту жажду за Бога, и будучи охвачены ею, теряют свою добрую волю.

Часто кажется, что что-то исходит из божественной любви, но это лишь прелесть для внешнего человека и соблазн для Я. Здесь важно осознать: где в помыслах не Бог, а что-то иное, то как ни велико сиянье этого, до Истины и Царства Божия еще далеко.

Царство же это следует искать и находить там, где оно сокрыто: в глубине души. Правда, это потребует усилий, и не обретешь его, покуда от суетных привязанностей и приверженности к внешнему не придешь к отрешенному оставлению всего (Ср. Мф. 13, 44; 19, 29; Лк. 14, 33; Флп. 3, 7-8).

Как внешние блага, так и внутренние должно обретать путем любви и постоянной преданности. А этого не достичь в один день. Ибо склонность человека искать с вое во всем, что он делает, глубоко укоренилась в его натуре, и эта склонность так полно его захватила, что когда он обращается к Богу, то прежде всего хочет что-то иметь от Него: утешение или благоденствие, освобождение от того или иного, озарение или иные дары. И даже Царство Божие он хочет сначала иметь.

Поэтому следует знать, что прежде всего нужно заменить стремление к благам отказом от них (Ср. Мф. 10, 39; 16, 25; Мк.8, 35; Лк. 9, 24; 17, 33; Ин. 12, 25) ; только тогда может открыться нам Царствие Божие - и все остальное в нем.

Итак, воздержимся от себялюбивых устремлений, даже от духовных упражнений и обращений к Богу с просьбами о благах и милостях. Ибо Бог и Царствие Его сокрыты от нас, покуда мы ищем Его ради таких вещей. Мы должны искать только Бога и ни о чем не помышлять, кроме Царствия Его (См. Мф. 6, 33).

Это значит: мы должны смотреть не вовне, а подлинно и всецело обратиться внутрь, погружаясь в глубину нашей души, чтобы там искать Царство Божие и правду Его. Потому, молясь Господу, мы просим: «Да приидет Царствие Твое» (Мф. 6, 9-10). Но многие не понимают, почему мы просим об этом. Ведь Бог - Сам Царствие Свое. Из этого Царствия приходит все, что есть жизнь, и к нему все стремится.

Это Царствие, о котором мы молимся, - Сам Господь во всей Своей славе. Здесь - Бог, Отец наш. И тем, что он найдет в наших сердцах готовое жилище для Своего обетования и деятельности, прославится имя Его, этим он воссияет в нас, управляя нами и действуя. Тогда свершится воля Его в нас, как во внутренней жизни, на небесах, так и вне нас - в жизни внешней, в нашем земном бытии (Мф. 6, 10).

Чтобы это произошло, мы должны оставить себя, предаться в истинной отрешенности божественной воле и безоглядно довериться силе Божьей внутри нас, для которой нет невозможного.

Мы должны вместо собственной искать Его справедливость, которая в том, что он есть и пребывает с тем, кто Его ищет внутри себя, лишь Его сохраняет в помыслах своих и лишь Ему предается и покоряется. Такими людьми владеет и правит Господь. От них отлетают внешние печали.

Это не значит, что Бога можно испытывать (См. Мф. 4, 7; Втор. 6, 16). Нужно по-прежнему относиться к своим задачам во внешней жизни с тщанием, осмотрительностью и усердием и как должно - в духе взаимного служения - исполнять свои обязанности как по отношению к себе, так и к ближним. И пусть всеми внешними делами правят порядок и мудрость; все, что ни делаешь, делай осознанно и совестливо, отдавая делу все, что можешь. Но при всем этом оглядывайся на Бога, не прилепляйся к вещам и все свои заботы препоручи Богу.

Ибо все, что делает или не делает человек, - создает ли, или покоится, - если при этом нет в его помыслах Бога, то все остается бесплодным. Следуя какому-то методу спасения, он удаляется от Бога, который вне методов. Ибо за каждым методом стоит Я: за оставлением же всего и погружением в сокровенную глубину, в отвержение Я, стоит Бог.

И потому прав Дионисий, говоря: Не держись за свое Я, но держись за «Не» - не хоти, не познавай, не желай, не ищи, не будь, но оставь себя и все вещи и всецело отдай себя. Тогда из области методов попадешь туда, где нет метода, из всех сутей в сверх-сущее, из всего постижимого в непостижимое и из Я в божественное Не-Я.

В этом непостижимом Боге ищи свой покой и не стремись при этом ни к чему чувственному, ни к какому озарению. Полностью погрузись в свое абсолютное Ничто, которое воистину есть ты сам. Не держись и за то, что открылось тебе или тебя озарило, ист, оставь и это: опускайся в глубину и все больше погружайся в отсутствие своей воли, в Не-Я - все глубже в божественную бездну.

Про это говорит божественное слово, которое услыхал пророк Иезекииль: «Те, кто входит в святая святых, не должны иметь никакого имущества, Я Сам буду все их имущество» (Иез. 44, 28). Это касается всех, кто хочет войти в божественную сокровенность: они ничего не должны брать с собой, все их именье и все их добро должна составлять одна только непостижимая и безымянная сущность Божия. Ни к чему иному, кроме как «не быть», не должны они иметь никакого стремления.

Когда Бог создавал все вещи, перед Ним ничего не было, кроме Ничто. Ни одну вещь не создал он из чего-либо - все из Ничто. Там, где он действует, Ему ничего не нужно, кроме Ничто.

Потому, если ты хочешь постоянно воспринимать дела Божьи, опустись из своей самости в свое «Ничто», ибо твое нечто, твоя привязанность к своему Я мешают Богу действовать в тебе и через тебя открываться. В этом смысл слов: принижая себя, возвысишься, умаляя, возрастешь! (Ср. Мф. 23, 12). Бог хочет иметь внутреннего человека, с которого сняты одежды всякой самости. Поэтому научись оставлять себя, держи глубину своей души свободной от привязанности и приверженности к преходящему. Стань пустым от всего, что не есть Бог. Ибо Бог хочет только тебя и всецело.

Если ты ранен, и в ране зреет что-то зловредное, то ты позволишь, даже если это больно, разрезать себя, чтобы не стало хуже. Так же все, что ниспослано тебе, с чем посещает тебя Бог и чем к Себе привлекает, ты должен принимать с радостью, как нечто, помогающее удалить из тебя злое и нездоровое, чтобы твоя внутренняя сущность была совершенно чиста и здорова и всецело исполнилась Богом.

Запомни, чтобы именно так довериться Богу, человек должен, что бы ни случилось, без страха и тревоги покоиться в мире Божьем, полностью препоручив себя Богу и Его воле. Только тогда ты выйдешь из своего Я. и войдешь в Я Божествен-нос. И тогда свершится воля Божья на земле, как на небе, снаружи, как и внутри, ибо тогда ты сам станешь Царствием Божиим, и Бог станет твоим Господином и будет действовать через тебя.

Царство Божие находится внутри нас, в самой сокровенной глубине нашей души.

Когда мы всеми силами увлекаем внешнего человека во внутреннего, и внутренний целиком погружается в свою самую потаенную сердцевину и глубину души, в сокровенность божественного Я, в котором заключен истинный образ Божий, когда он полностью погружается в эту божественную бездну, в которой человек был от века в своей нетварности, - тогда, если Бог найдет, что человек полностью обратился к Нему в своей совершенной самоотдаче и преданности и что глубина его души открыта, то наклонится к нему божественная глубина и снизойдет в открытую и послушную глубину души, преобразуя тварную душу полнотой Своего света и уводя ее этим преображением в нетварность и божественную глубину, где Дух становится всецело с ним единым.

Если бы человек мог в этот момент себя осознать, то увидел бы себя столь благородным, что подумалось бы ему, будто он стал Богом, он ощутил бы себя в сотни тысяч раз благородней, чем есть на самом деле. Ему открылись бы все помыслы и намерения, слова и дела, всё знание своего Я и прочих людей, всё, что когда-либо случалось, - всё открылось бы ему из глубины, если бы попал он в это Царство.

И в этом возвращении к своему первородному совершенству навсегда исчезли бы всякая неопределенность и заботы.

Это - Царствие Божие в нас, которого мы должны искать прежде всего, и правда Божия, которую мы там ищем и которую находим, если только при любых напастях и в любых делах единственной нашей целью является Бог и Ему одному мы себя вверяем.

К этому же направлен совет Павла стараться «сохранять единство Духа в союзе мира» (Еф. 4, 13). Ибо в том мире, который обретают в Духе и в глубине души, воспринимают все - и Царствие, и правду. Кто знает о единении своего духа с Богом, тот во всех способах спасения и во всех делах и в любом месте покоится в Боге. Все для него становится свидетельством присутствия Божия в нем.

Эту определенность следует обрести здесь и теперь . Ибо Августин говорит: «Ничего нет определеннее смерти, и нет ничего неопределеннее смертного часа», - а потому надобно всегда быть готовым и от иллюзий переходить к знанию и уверенности.

Для того и живем мы здесь, во временности, - не ради собственных дел, а чтобы узнать о Боге и Царствии Его. Ибо только из этого знания рождаются праведные дела.

Чем явленнее нам присутствие Божие, чем искренней самая заповедная часть нашей души направлена на Бога и занята Им, тем более исполнены мира и покоя наши дела, тем менее могут нас смутить и ввести в заблуждение вещи внешние, ибо тогда в глубине нашей душе ист ничего, кроме Бога. А когда Бог - причина, начало и цель всех дел и вещей, мы в мире с самими собой и со всеми, и глубина нашей души покоится в глубине божественной.

Помоги нам, Боже, сподобиться этого и обрести в себе Царствие Божие!

Из книги Левиафан [Материя, форма и власть государства церковного и гражданского] автора Гоббс Томаc

ГЛАВА XXXV. О ТОМ, ЧТО ОЗНАЧАЮТ В ПИСАНИИ СЛОВА «ЦАРСТВО БОЖИЕ», «СВЯТОЙ», «ПОСВЯЩЕННЫЙ» И «ТАИНСТВО» Царство Божие употребляется теологами в метафорическом, а в Писании – в собственном смысле слова. В сочинениях теологов, и особенно в проповедях и религиозных трактатах,

Из книги О нравственности и русской культуре автора Ключевский Василий Осипович

[Что такое слово Божие?] [до 13 марта 1899 г. ]Что такое слово Божие? В нем ли вся сила? Простые молитвы Господи помилуй, Святый Боже гораздо больше действовали в христианстве, чем Евангелие, которое прежде мало кто читал и еще меньше кто понимал.Критика библейского текста –

Из книги Иисус Неизвестный автора Мережковский Дмитрий Сергеевич

4. Царство Божие I И призвав двенадцать учеников Своих… послал их Иисус, говоря:…проповедуйте, что приблизилось царство небесное. (Мт. 10, 1, 7.) Они пошли, и проходили по селениям, возвещая Блаженную Весть (Лк. 9, 6.)После сего же, избрал Господь и других семьдесят учеников, и

Из книги Утопия в России автора Геллер Леонид

Из книги Антропология Св.Григория Паламы автора Керн Киприан

Глава Седьмая Образ и подобие Божие (человек и ангелы) "Все плоды цивилизации, изобретения и успехи человеческого разума? все это отселе составляет для нас дары Бога-Слова".Архимандрит Феодор (А. М. Бухарев)"Неравенство есть основа всякого космического строя и лада, есть

Из книги Учение о перевоплощении [Интуитивизм] автора Лосский Николай Онуфриевич

8. Царство Божие Благодаря единосущию не только наше знание, но также и наши чувства любви, симпатии, ненависти, отвращения направлены непосредственно на само чужое бытие в подлиннике. Любимое нами лицо мы присоединяем во всём его индивидуальном своеобразии к своей

Из книги Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция автора Лосский Николай Онуфриевич

Глава четвертая БОГ И ЦАРСТВО БОЖИЕ

Из книги Ценность и бытие автора Лосский Николай Онуфриевич

2. Царство Божие Все поступки каждого деятеля целестремительны. Их цель состоит в достижении какой-либо положительной ценности или в устранении отрицательной ценности. Под влиянием опыта каждый деятель развивается, именно старается улучшить свою жизнь, наполняя её все

Из книги Условия абсолютного добра автора Лосский Николай Онуфриевич

3. БОГ И ЦАРСТВО БОЖИЕ Мир, состоящий из деятелей, самостоятельных, поскольку они творят свои проявления в пространстве и времени, но связанных отвлеченным единосущием, обусловливающим единую форму (пространство, время и т.п.), не может сам быть причиною себя; он

Из книги Философия имени автора Булгаков Сергей Николаевич

4. БОГ И ЦАРСТВО БОЖИЕ. ЦЕРКОВЬ Всякий поступок человека осуществляется им не иначе как в сотрудничестве с деятелями, стоящими ниже его, особенно с теми, которые образуют его тело, и в сотрудничестве с деятелями, стоящими выше его, с социальным, планетарным и, наконец,

Из книги Неискушенно мудрые автора Вэй У Вэй

VI. ИМЯ БОЖИЕ Да будет благословенно и препрославлено во веки вековВсе предыдущее рассуждение имело целью привести к правильной и отчетливой постановке великого и страшного вопроса, с неодолимой силой выдвинувшегося в православном богословствовании: об Имени Божием,

Из книги Том 23 автора Энгельс Фридрих

4. Внутри - Я есть это-Я-есть, - сказала сова, - абсолютное Я, лишенное каких-либо объективных качеств.- Неужели? - фыркнул кролик, наморщив нос.- Объективно, Я есть все, что появляется в зеркале моего ума, что в абсолюте и есть Я.- Ты так совсем не выглядишь, - заметил

Из книги Русская идея: иное видение человека автора Шпидлик Томас

4. Разделение труда внутри мануфактуры и разделение труда внутри общества Мы рассмотрели сначала происхождение мануфактуры, затем ее простые элементы - частичного рабочего и его орудие, - наконец, ее механизм в целом. Коснемся теперь вкратце отношения между

Из книги Царство Божие внутри нас автора Таулер Иоханн

Из книги автора

ЦАРСТВО БОЖИЕ ВНУТРИ НАС Проповеди Йоханна ТаулераПеревод

Из книги автора

ЦАРСТВО БОЖИЕ ВНУТРИ НАС Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Мф. 6, 33 В Евангелии от Матфея на примере полевых лилий (См. Мф. 6, 28-30) и птиц (См. Мф. 6, 26; Ср. Мф. 10, 29; Ли. 12, 6-7, 24) подан нам образец беззаботности: не заботьтесь о том, что вам есть и

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть

Когда приидет царствие Божие? - Вопрос, разумеется, сделан не от искренности сердца, не с благою целью; он сделан легкомысленно, из любопытства узнать, какой последует ответ. Коварные и злобные фарисеи надеялись, что Господь доставит им повод к удобному обвинению Господа. Составив себе понятие о Мессии, как о великолепном царе и громком завоевателе, видя Мессию в образе убогого странника, не имеющего где главу подклонить, фарисеи предложили вопрос, прикрывая им насмешку, и выразили в нем свое плотское мудрование, чуждое и враждебное разуму Божию.

Господь дал ответ, который приличествует всем без исключения плотским людям, привязанным к миру, проводящим греховную жизнь среди непрерывных житейских забот и вещественного наслаждения. Богочеловек отвечал фарисеям: Не приидет Царствие Божие с соблюдением , то есть Царство Божие не придет приметным образом для чувственных очей, ниже рекут: се зде, или онде. Се бо Царствие Божие внутрь вас есть . Это значит: надо оставить плотскую и греховную жизнь, потом посредством покаяния и жительства по евангельским заповедям очистить и украсить душевный храм; по совершении чего Святый Дух осеняет его, совершает окончательное очищение и убранство. В такой храм нисходит Бог и учреждает в нем Свое духовное, невидимое, но вместе вполне ощущаемое и познаваемое царство. Кто приял внутрь себя Царство Божие, тот может иметь ясное понятие о втором пришествии Богочеловека, тот может узнать и избежать антихриста или противостать ему. Кто же не приял внутри себя Царства Божия, тот не узнает антихриста; тот непременно, непонятным для себя образом, соделается его последователем; тот не узнает приближающейся кончины мира и наступающего страшного второго пришествия Христова; оно застанет его неготовым.

Аскетическая проповедь.

Прп. Исаак Сирин

Одним из святых написано: «Кто не почитает себя грешником, того молитва не приемлется Господом». Если же скажешь, что некоторые отцы писали о том, что такое душевная чистота, что такое здравие, что такое бесстрастие, что такое созерцание, то писали не с тем, чтобы нам с ожиданием домогаться этого прежде времени; ибо написано, что не приидет Царствие Божие с соблюдением ожидания. И в ком оказалось такое намерение, те приобрели себе гордость и падение. А мы область сердца приведем в устройство делами покаяния и житием, благоугодным Богу; Господне же приидет само собою, если место в сердце будет чисто и неоскверненно. Чего же ищем с соблюдением , разумею Божии высокие дарования, то не одобряется Церковию Божиею; и приемшие это приобретали себе гордость и падение. И это не признак того, что человек любит Бога, но душевная болезнь. Да и как нам домогаться высоких Божиих дарований, когда Павел хвалится скорбями и высоким Божиим даром почитает общение в страданиях Христовых.

Слово 55.

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 20-25 Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть. Сказал также ученикам: придут дни, когда пожелаете видеть хотя один из дней Сына Человеческого, и не увидите; и скажут вам: вот, здесь, или: вот, там, - не ходите и не гоняйтесь, ибо, как молния, сверкнувшая от одного края неба, блистает до другого края неба, так будет Сын Человеческий в день Свой. Но прежде надлежит Ему много пострадать и быть отвержену родом сим

Господь часто в Своем учении упоминал о Царствии Божием. Но фарисеи, при слухе об оном, смеялись над Господом и поэтому приступили с вопросом, когда оно придет, в виде насмешки над Ним, как над чудаком, проповедующим о необычайном и странном предмете. Ибо никто из прежде бывших учителей и пророков не упоминал о нем (Царствии Божием). Или, быть может, имея в уме намерение свое по немногом времени убить Его, приступают к Нему с вопросом, чтоб им укольнуть Его и осмеять, как бы так говоря: Ты ведешь речи о Царствии, когда же настанет это Царствие Твое? Ибо на утро Ты предан будешь нами на смерть, воздет будешь на крест и много иного бесчестия примешь. Что же Христос? Он не отвечает безумным по их безрассудной мысли и безумию (Притч. 26, 4) , но оставляет их блуждать относительно подобно-именности Царствия, и не открывает им ни того, о каком Он Царствии говорит (ибо они и не приняли бы), ни того, что Царствие сие не похоже на царство мирское, но есть Царствие премирное (Ин. 18, 36) . Умолчав о сем, так как они по произвольной своей глухоте недостойны были слышать о сем, Господь о времени пришествия Царствия говорит, что оно неизвестно и не подлежит наблюдению; поскольку Царствие Божие не имеет определенного времени, но для желающего присуще во всякую пору. Ибо Царствие Божие, без сомнения, составляет жизнь и устроение себя по образу Ангелов. Тогда, говорится, поистине Бог царствует, когда в душах наших не находится ничего мирского, но когда мы во всем ведем себя выше мира. А такой образ жизни мы имеем внутри себя, то есть, когда захотим. Ибо для веры не нужно ни продолжительного времени, ни путешествий, но вера, и в след за верой - жизнь богоугодная, близки к нам. О сем самом апостол сказал: «Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем, то есть слово веры, которое проповедуем» (Рим. 10, 8) . Ибо, чтобы уверовать и, уверовав, ходить достойно звания, это внутри нас. Итак, фарисеи глумились над Господом за то, что Он проповедует Царствие, о котором никто не проповедовал. Но Господь объявляет, что они не понимают такого предмета, который находится внутри их и которого желающему очень удобно достигнуть. Ныне, когда Я нахожусь среди вас, вы, несомненно, можете получить Царствие Божие, если уверуете в Меня и решитесь жить по Моим заповедям. «Сказал также ученикам: придут дни» и прочее. То есть, и вам присуще Царствие Божие, доколе Я нахожусь с вами. Присуще оно вам не потому только, что вы уверовали в Меня и последовали Мне, но и потому, что вы живете теперь с совершенной беззаботливостью, так как Я пекусь и помышляю о вас. Но когда Я не буду с вами, придут такие дни, что вы преданы будете опасностям, ведены будете к владыкам и царям. Тогда вы, как Царствия Божия, пожелаете теперешней безопасной жизни, какую ведете при Мне, и многократно пожелаете получить хотя бы один из Моих дней, то есть дней Моего пребывания с вами, как дней безопаснейших. Хотя они (ученики Господа) и в то время как с Ним были, вели жизнь не без трудов и опасностей, а терпели бегство с бегущим и оскорбление с оскорбляемым, но если прежние их приключения сравнить с будущими опасностями, то окажется, что они тогда были очень безопасны. Поэтому и при таком образе жизни, то есть при небольших опасностях и трудах, Царствие Божие было внутри апостолов; между тем как после Воскресения они были как бы пленники и изгнанники. Сими словами Господь приготовляет сердца апостолов к трудам и терпению и прежде сказывает им, чтоб они не соблазнялись (Ин. 16, 1) . «И скажут вам, - говорит, - вот, здесь, или: вот, там, - не ходите и не гоняйтесь». Не слушайте - говорит, - ничьих убеждений, будто Я пришел здесь или там. Ибо второе Мое пришествие, блистательнейшее и славнейшее, не ограничится каким-нибудь местом, а как молния не скрывается, но является с одного края земли на другом краю, так светло и явно будет и второе Мое пришествие и ни для кого не будет сокрыто. Итак, не сдавайтесь на соблазны лжехристов. Прежде Я явился в яслях и тридцать лет был в уничижении, но тогда будет не так: Я приду во всей славе, в сопровождении ангельских воинств и в одно мгновение. Потом, поскольку предсказал им страшные бедствия, утешая их и убеждая переносить оные мужественно, выставляет им Себя в пример. Не дивитесь, - говорит, - если случатся с вами такие трудности, что заставят вас пожелать возвращения теперешнего Моего пребывания с вами. Ибо и Я Сам, имеющий явиться как молния, прежде должен много пострадать и быть отверженным, и потом прийти в этой славе. Пусть же это будет для вас убеждением к добродетели и ободрением к терпению, то есть смотрите на Меня и уповайте, что и вам за перенесение опасностей и за отвержение достанется в удел слава, подобно как и Мне.

Лопухин А.П.

Ст. 20-21 Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть

На вопрос фарисеев, когда, по мнению Христа, придет Царство Божие, т. е. что может сказать Христос о знамениях и условиях наступления этого Царства, Господь отвечает, что оно не придет «приметным образом » (μετὰ παρατηρήσεως), т. е. так, чтобы пришествие его можно было определить по бросающимся в глаза приметам. Этим Господь обозначает духовный характер основанного Им Царства, пришествие которого поэтому не поддается человеческому наблюдению и, следовательно, не может быть отнесено к определенному моменту(ср. стих 20, πότε – «когда »).

«И не скажут…» Т.е. невозможно доказать наступление этого Царства по отдельным явлениям…

«Внутрь вас есть» , т. е. между вами, в вашем кругу оно уже есть (ἐντὸς ὑμῶν ἐστιν), а вы, – мысленно прибавляет Господь, – его и не замечаете. Говоря это, Господь мог иметь в виду совершаемые Им чудеса и особенно изгнание бесов, которое свидетельствовало, как Он говорил и раньше, о том, что Царство Божие уже достигло до иудеев (см. Мф.12:28) . Некоторые толкователи (из древних – свт. Иоанн Златоуст и блж. Феофилакт) давали этому изречению другой смысл. По их мнению, Христос говорил здесь о том, что Царство Божие находится «в душах ваших» . Но против такого толкования решительно говорит то, что речь Христа обращена к фарисеям, в душах которых Господь менее всего мог найти признаков наступления и результатов действия этого нового порядка жизни, которое Он обозначил именем Царства Божия.

Царствие Небесное надо отличать от Царствия Божьего, но не всегда. Царство Небесное присуще исключительно Матфею и означает Мессианское земное царствование Господа. Оно означает земное 1000-е Царство, когда Небо будет править землёю. Мат.6:10
Царствие Божье внутри человека есть постоянное присутствие Духа Святого у верующего человека. Однако это словосочетание употребляется и в ином смысле слов Иисуса Христа, к фарисеям. См. Лука 17:20-21. Привожу Толкование Лопухина:

"На вопрос фарисеев, когда по мнению Христа придет Царство Божие, т.е. что может сказать Христос о знамениях и условиях наступления этого Царства, Господь отвечает, что оно не придет "приметным образом", т.е. так, чтобы пришествие его можно было определить по бросающимся в глаза приметам. Этим Господь обозначает духовный характер основанного Им Царства, пришествие которого поэтому не поддается человеческому наблюдению и, следовательно, не может быть отнесено к определенному моменту. «И не скажут» т.е. невозможно доказать наступление этого Царства по отдельным явлениям.«Внутрь вас есть» - т.е. между вами, в вашем кругу оно уже есть, «а вы» - мысленно прибавляет Господь-его и не замечаете. Говоря это, Господь мог иметь ввиду совершаемые Им чудеса и особенно изгнание бесов, которое свидетельствовало, как Он говорил и раньше, о том, что Царство Божие уже достигло до иудеев (см. Мф ХII, 28). Некоторые толкователи (из древних - И. Златоуст и Феофилакт) давали этому изречению другой смысл. Именно, по их мнению, Христос говорил здесь о том, что Царство Божие находится - "в душах ваших". Но против такого толкования решительно говорит то, что речь Христа обращена к фарисеям, в душах которых Господь всего менее мог найти признаков наступления и результатов действия этого нового порядка жизни, которое Он обозначил именем "Царство Божия".

Поскольку Царство Небесное является земной сферой Вселенского Божьего Царства, у них очень много общего. Вот почему во многих притчах и поучениях говорится то об одном, то о другом. Однако, есть различие и в том, что употребляя слово НЕБЕСНОЕ, мы его часто отождествляем с пребыванием после нашей смерти у Бога. Мы это связываем не только с Рождением свыше, будучи на земле, но и с местом, которое
обещал нам приготовить Господь.
Слово ЦАРЬ употребляется больше как земное понятие величия Бога. Для совместной жизни у Бога слово ЦАРЬ не употребляется, но только Бог, Глава Церкви и другие. Прочитам об этом в 1Кор15:24,25:
"А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу. Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои."
Толкование Лопухина: «А затем конец». Апостол, таким образом, полагает некоторый промежуток между вторым пришествием Христовым, о котором он сказал в предшествующем стихе, и концом. Под концом следует разуметь конец настоящего порядка домостроительства Божия о спасении людей. Люди достигнут такого состояния, что о них можно будет произнести окончательный суд (ср.1 Петр IV:7). Этот конец наступит тогда именно, когда Христос предаст царство Богу и Отцу. Как видно из 25-го и 28-го стихов, Христос предаст под власть Отца уже новое царство, в котором установится новый порядок жизни. - Бог назван Богом и Отцом для того, чтобы показать и добровольное подчинение Христа Ему как Богу и единство Христа с Богом по существу как с Отцом Своим. - Между вторым пришествием и концом будет совершено упразднение всякого начальства, власти и силы (вместо: когда упразднит... правильнее переводить: после того как упразднит. Сначала упразднит, а потом уже предаст.

Также интересно Толкование Лопухина к стихам: Мат. 6:10 и 3:2 " да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя, как на небе, и на земле." В греч. только слова расставлены иначе, но смысл одинаков. Слова: «как на небе, так и на земле» могут относиться ко всем трем первым прошениям. Много рассуждений встречается у экзегетов по поводу слов: «да приидет Царствие Твое». Какое царствие? Некоторые относят это выражение к концу мира и понимают исключительно в так наз. эсхатологическом смысле; т. е. думают, что Христос здесь научил нас молиться о том, чтобы скорее совершился страшный суд и настало Царство Божие в «воскресение праведных», с погублением злых людей и вообще всякого зла. Другие оспаривают это мнение и утверждают, что второе и третье прошение имеют между собою близкую связь - воля Божия исполняется тогда когда приходит Царствие Божие; и, наоборот, наступление Царства Божия есть необходимое условие для исполнения воли Божией. Но к третьему прошению прибавлено: как на небе, и на земле. След., здесь говорится о царстве земном, в отличие от небесного. Очевидно, небесные отношения служат здесь просто образом для земных отношений и притом одновременных. Это, во всяком случае, лучшее объяснение. Христос едва ли говорил здесь о далеком будущем, в эсхатологическом смысле. Наступление на земле Царства Божия есть медленный процесс, подразумевающий постоянное усовершенствование человека, как нравственного существа в нравственной жизни. Момент, когда человек сознал себя, как нравственное существо, был уже сам по себе наступлением Царства Божия.
Далее, евреям, которым говорил Христос, было известно продолжение и развитие Царства Божия из их предшествующей истории, при постоянных неудачах и препятствиях со стороны зла. Царство Божие есть владычество Бога, когда законы, данные Им, получают все больше и больше силы, значения и уважения среди людей. Этот идеал осуществим в здешней жизни, и об осуществлении его научил нас молиться Христос. "Да приидёт Царствие Твоё; дабудет воля Твоя и на земле, как на небе" Мат 6:10
"В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное." Мат 3:2 Под Царством Небесным Иоанн разумеет владычество Бога как Царя, в противоположность земному владычеству мирских царей. Царства мирские существовали по-прежнему, но среди них появилось новое царство (с людьми находился Христос), которое не имело с ними ничего общего, потому что имело не земное, а небесное происхождение." Мат 3:2.